Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе icon

Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе



НазваниеБ. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе
Дата конвертации10.10.2013
Размер148.66 Kb.
ТипПрограмма
источник

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________ /А.М.Удалов/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина


Б. 3.15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе

(наименование)


Направление подготовки

050100.62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки

Русский язык и иностранный язык (английский)


Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР


Кафедра русского и общего языкознания

(название)


Курс 3-й семестр 5-й


Форма обучения очная



Программа разработана

доцентом кафедры русского и общего языкознания, кандидатом педагогических наук, доцентом О.В. Арефьевой




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)






Рецензент
доцент кафедры русского и общего языкознания, кандидат педагогических наук, доцент Т.А.Волкова (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011



Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)

факультета филологии и журналистики по направлению Педобразование



^

Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры русского и общего языкознания


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 2011 г.




«____»_____________2011 г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



^

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой русской и зарубежной литературы

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________2011 г___________________________________Т.А.Золотова

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




^ Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





































^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели освоения дисциплины «Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе»:

Подготовить студентов к успешной профессиональной деятельности, вооружив их глубокими знаниями орфографических, пунктуационных и речевых норм современного русского языка. 

^ Место дисциплины в структуре ООП: трудные случаи орфографии и пунктуации в школе как учебная дисциплина входит в Профессиональный цикл (Б.3): Дисциплины по выбору студента (Б.3.15).

Трудные случаи орфографии и пунктуации логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) части (педагогика, психология, теория и методика обучения русскому языку, теория и методика обучения русской литературе, современный урок, современные средства оценивания результатов обучения); вариативной части (современный русский литературный язык); дисциплин по выбору студентов (теория и методика обучения сочинениям, факультативные и элективные курсы в школе, внеклассная работа по русскому языку в школе); педагогическими практиками.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студентов, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):

  • владеть знаниями по современному русскому языку;

  • уметь использовать полученные знания как психолого-педагогическую и лингвистическую основу формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: педагогическая практика в школе (7-й, 10-й семестры).

В результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числев новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • правила русской орфографии;

  • правила русской пунктуации.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

  • обнаруживать орфографические ошибки в тексте;

  • расстанавливать, комментировать и корректировать знаки препинания в письменных текстах разных стилей, опирающиеся на углубленные и расширенные знания правил орфографии и пунктуации.

^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

^ Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Трудные случаи правописания согласных. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов.

5

4




2







2

Текущий: проверка выполнения домашнего задания, конспектов рекомендованных работ.

Промежуточ-ный: индивидуальная работа со студентами, консультации и дополнитель-ные занятия, проверка тетрадей для практических работ.

2

Трудные случаи правописания гласных после шипящих и Ц в разных морфемах.

4




2







2

3

Трудные случаи правописания приставок.

4




2







2

4

Трудные случаи в употреблении Ъ и Ь.

4




2







2

5

Трудные случаи правописания гласных в суффиксах и окончаниях глагольных форм.

4




2







2

6

Трудные случаи правописания Н и НН в глагольных формах, существительных и прилагательных глагольного происхождения.

4




2







2

7

Трудные случаи правописания Н и НН в именах, не связанных по способу образования с глаголами.

4




2







2

8

Трудные случаи разграничения частиц НЕ и НИ.

4




2







2

9

Трудные случаи слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ.

4




2







2

10

Трудные случаи правописания сложных слов.

4




2







2

11

Трудные случаи правописания наречий и наречных сочетаний.

4




2







2

12

Трудные случаи употребления тире в предложении.

4




2







2

13

Трудные случаи употребления двоеточия в предложении.

4




2







2

14

Трудные случаи пунктуации в предложениях с союзом И.

4




2







2

15

Трудные случаи пунктуации в предложениях с обособленными членами.

4




2







2

16

Трудные случаи пунктуации в предложениях с однородными членами.

4




2







2

17

Трудные случаи пунктуации при вводных словах и близких им по значению частицах, союзах, модальных наречиях.

4




2







2

18

Трудные случаи пунктуации в сложных синтаксических конструкциях. Авторская пунктуация.

4




2







2




Всего:

72




36







36






^ ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий: собеседования, индивидуальные задания, контрольные работы.

Промежуточный: внутрисеместровые аттестации.

Итоговый. Зачет - 5-й семестр.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


ОСНОВНАЯ

  1. Большой орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко и Л.И. Скворцова. – М., 1999. 

  2. Правила русской орфографии и пунктуации. – М.,1956. 

  3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. 

  4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993. 

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М., 1984; М., 1987. 

  6. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке: справочник для работников печати. – М., 1988. 

  7. Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 слов. – М., 1993. 


    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


  1. Барулина Н.Н. Роль знаков препинания при актуализации высказывания //Русский язык в школе. – 1982. – №3. – С. 8-17. 

  2. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. 4-е изд. – М., 1970. 

  3. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение: Пособие для учителей. – М., 1979. 

  4. Валгина Н.С. Современная русская пунктуация. – М., 1989. 

  5. Валгина Н.С. Уточнение понятия авторской пунктуации //Филологические науки. – 1995. – №1. – С. 76-86. 

  6. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ /Под ред. Ю.А. Бельчикова. – М., 1999. 

  7. Григорьева Т.Г. Три века русской орфографии. – М., 2005. 

  8. Гришко Ф.Т. Авторские знаки препинания //Русский язык в школе. – 1978. – №2. – С. 8-17. 

  9. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – Л., 1977. 

  10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005. 

  11. Мурзин Л.Н. Норма, речевой прием и ошибка с динамической точки зрения //Речевые приемы и ошибки: типология, деривация, функционирование. – М., 1989. – С. 5-13. 

  12. Некрасова Е.А. Пунктуация при сравнениях с союзом как в современных поэтических текстах // Современная русская пунктуация. – М., 1979. 

  13. Некрасова Е.А. О пунктуационном оформлении сравнения-сказуемого в стихотворной речи // Язык как творчество. Сб. статей к 70-летию В.П. Григорьева. – М., 1996. – С. 339-347. 

  14. Пятницкий В.Д. О вариантах пунктуации при вводных и вставных единицах //Русский язык в школе. – 1996. – №6. – С. 85-90. 
    Рогожникова Р.П. Толковый словарь сочетаний, эквивалентных слову. – М., 2003. 

  15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. – М., 1989. /Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке /Под ред. И.Б. Голуб. 9-е изд. – М., 2004. 

  16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. 2-е изд. – М., 2001. 

  17. Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб, 2006. 

  18. Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. – М., 2006. 

  19. Скворецкая Е.В. Культура речи. Упражнения и рекомендации. – Новосибирск, 2000. 

  20. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 2006. 

  21. Современный русский язык. Ч. III. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1981. (2-е изд.: 1987). 

  22. Степанченко И.И. Запятая при оборотах с союзом КАК // Русская речь. – 1992. – №4. 

  23. Точка, точка, запятая…: Саморепетитор по русской пунктуации / Под ред. А.М.Ломова. – Воронеж, 1993. 

  24. Чупашева О.М. Теория и практика пунктуации в бессоюзном сложном предложении //Русский язык в школе. – 1991. – №2. – С. 82-87. 

  25. Чупашева О.М. Как выбрать знак препинания в бессоюзном сложном предложении // Русская речь. – 1994. – №2. – С.116-120. 

  26. Шалимова Г.С. О современной газетной пунктуации //Значение и смысл слова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 190-196. 

  27. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 1974. 
    Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. – М., 2006. 

  28. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. – М., 1988. 

  29. Шварцкопф Б.С. Правило и право пишущего в современной русской пунктуации // Словарь. Грамматика. Текст. – М., 1996. – С. 280-287. 

  30. Шубина Н.Л. Пунктуация как объект лингвистического описания // Русский язык в школе. – 1997. – №3.




Похожие:

Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconПрактикум по орфографии и пунктуации Специальность 050301 Русский язык и литература
Ргпу. Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен в соответствии с гос впо 2005 г., программами по соответствующим разделам...
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconПравила русской орфографии и пунктуации предисловие
Правила русской орфографии и пунктуации (утв. Ан ссср, Минвузом ссср, Минпросом рсфср 1956)
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconПрактикум по орфографии и пунктуации учебное пособие
Практикум по орфографии и пунктуации: Учебное пособие. – Ростов н/Д: ипо пи юфу, 2007. – 128 с
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconПрактикум по орфографии и пунктуации асс. Холомеенко О. М. 2 пара

Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconСогласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5
Трудные вопросы русской орфографии и их освещение в вузовских и школьных учебниках
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconКонспект урока комплексное повторение орфографии и пунктуации. Подготовка к гиа. Фио (полностью)
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, наличие выхода в сеть интернет, цифровые образовательные...
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconРасписание занятий слушателей фпк по программе "Русский язык как иностранный"
Функциональная морфология. Трудные случаи русской грамматики в аспекте обучения рки
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconБ 28 Трудные случаи грамматики английского языка
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconДемонстрационный вариант вступительного испытания по русскому языку в форме диктанта
Вступительное испытание будет проводиться в форме письменной работы – диктанта. Диктант – традиционная и хорошо знакомая для поступающих...
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе iconРасписание занятий слушателей фпк, повышающих квалификацию по направлению «Русский язык как иностранный» ауд. 335(главное здание) по приказу №1390 с 16 мая по 26 мая 2007 года
Функциональная морфология. Трудные случаи русской грамматики в аспекте обучения рки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов