2008 год Введение icon

2008 год Введение



Название2008 год Введение
Дата конвертации29.05.2013
Размер244.32 Kb.
ТипДокументы
источник


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ОБ

ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ФАКТИЧЕСКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И АНАЛИЗА ЕЕ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ РАСЧЕТНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОТАЦИЙ НА ВЫРАВНИВАНИЕ, ЗА 2005-2007 Г.Г. И 5 МЕСЯЦЕВ 2008 ГОДА


2008 год

1. Введение


Формирование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления в Республике Карелия основывается на положениях законов Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» и «О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов».

Данные законы направлены на определение необходимых объемов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований через оценку расходных потребностей и доходных возможностей каждого муниципального образования для исполнения своих полномочий по вопросам местного значения. Причем в соответствии с принятым на федеральном уровне законодательством эта оценка проводиться по единым для всех муниципалитетов методикам.

Одной из важнейших задач в части формирования межбюджетных отношений в Республике Карелия является выравнивание фи­нансовых возможностей муниципальных образований по реализации закрепленных за ними полномочий.

Формализованный подход к формированию и распределению межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований зарекомендовал себя положительно при формировании межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Карелия на 2005-2008 годы и способствует открытости и прозрачности бюджетного процесса.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество муниципальных образований, расположенных на территории Республики Карелия, начиная с 2005 года увеличилось с 19 до 127 (2 городских округа, 16 муниципальных района, 109 поселений, в том числе 22 городских и 87 сельских).

Реальностью экономического развития Республики Карелия в последние годы являются различия в размещении и структуре отраслей экономики, что в свою очередь обуславливает наличие в отдельных муниципальных образованиях основной массы промышленного производства и крупных налогоплательщиков, и как результат различия в базе налогообложения территорий, что неизбежно сказывается на объеме собственных доходных источников.

В условиях роста дифференциации социально-экономического развития органов местного самоуправления и доходной базы их бюджетов возрастает роль бюджетного выравнивания из бюджета Республики Карелия.


^ 2. Межбюджетное регулирование посредством установления нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, под­лежащих зачислению в бюджет Республики Карелия


Наиболее важной формой межбюджетного регулирования является нормативное отчисление от налогов и иных доходов.

Законом Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» зачисление налоговых доходов от федеральных и (или) региональных налогов в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов Республики Карелия предусмотрены по нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Учитывая значительную дифференциацию муниципальных образований в Республике Карелия по уровню бюджетной обеспеченности (исходя из налоговых доходов) и необходимость обеспечения выполнения полномочия Республики Карелия по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с пунктом 37 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, для обеспечения сбалансированности всех бюджетов на территории республики, в Республике Карелия установлен оптимальный уровень дополнительного норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц – 10 %.

Оценка возможности применения части 4 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей замену полностью или частично дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, показывает, что такая замена влечет за собой изменение методики расчета дотации исходя из численности, а не из бюджетной обеспеченности муниципальных образований, и как следствие, перераспределение доходов консолидированного бюджета Республики Карелия из регионального бюджета в местные бюджеты в условиях бюджета 2008 года в объеме около 700 млн.рублей. При этом в большей степени указанное перераспределение произойдет в пользу бюджетов городских округов 60 %, в том числе в бюджет Петрозаводского городского округа – 53 %. Таким образом, увеличение норматива приведет к тому, что снизится бюджетная обеспеченность менее обеспеченных бюджетов муниципальных районов.





Расчетный объем доходов при увеличении дополнительного норматива отчислений до 20 %

Удельный вес в общем объеме дополнительных доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Петрозаводский городской округ

160 887

224 107

301 723

38

42

47

Костомукшский городской округ

36 297

47 319

51 978

8

9

8

Беломорский муниципальный район

13 210

17 775

17 420

3

3

3

Калевальский национальный район

6 532

7 830

4 157

2

1

1

Кемский муниципальный район

16 135

22 254

23 590

4

4

4

Кондопожский муниципальный район

26 842

37 159

42 033

6

7

7

Лахденпохский муниципальный район

5 682

6 846

8 853

1

1

1

Лоухский муниципальный район

10 337

12 322

11 706

2

2

2

Медвежьегорский муниципальный район

16 691

22 218

24 555

4

4

4

Муезерский муниципальный район

6 642

8 611

7 837

2

2

1

Олонецкий национальный район

9 780

11 614

15 286

2

2

2

Питкярантский муниципальный район

10 744

12 995

14 032

3

2

2

Прионежский муниципальный район

11 732

13 992

16 446

3

3

3

Пряжинский муниципальный район

6 645

7 806

9 313

2

1

1

Пудожский муниципальный район

7 771

9 248

12 947

2

2

2

Сегежский муниципальный район

50 113

34 565

43 714

12

6

7

Сортавальский муниципальный район

12 990

25 041

26 801

3

5

4

Суоярвский муниципальный район

18 579

15 433

14 070

4

3

2


Межбюджетное регулирование посредством установления нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Карелия, учитывает уровень дифференциации муниципальных образований, уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований и обеспечивает выполнение полномочий Республики Карелия по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований на оптимальном уровне.


^ 3. Формирование межбюджетных трансфертов на выравнивание

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Республике Карелия осуществляется посредством действия механизмов 2-х Фондов финансовой поддержки – Регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Первоочередной задачей предоставления указанных дотаций является выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов с целью сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями, поскольку финансовые возможности органов местного самоуправления по выполнению расходных полномочий по решению вопросов местного значения в республике значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры экономики территорий, степени развития их экономического потенциала, размера территории и количества проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т.д.

Распределение средств Фондов осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала территорий с применением коэффициентов, учитывающих различия в стоимости предоставления населению бюджетных услуг.

При формировании межбюджетных отношений как на 2008, так и на 2007 и 2006 года ситуация с дифференциацией налогового потенциала выглядит следующим образом: по 15 из 18-ти муниципальных районов (городских округов) индекс налогового потенциала сложился ниже среднего по муниципальным районам (ниже 1), высокий индекс складывается на территориях, имеющих основную долю промышленного производства и крупных налогоплательщиков.

В таблице № 1 к аналитической записке приведены данные расчетного индекса налогового потенциала в сопоставлении с фондом оплаты труда в разрезе муниципальных районов и городских округов поскольку основной удельный вес в налоговых доходах местных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц.

При расчете налогового потенциала используются показатели, объективно характеризующие возможность получать налоговые доходы от налогооблагаемой базы, закрепленной за муниципальными образованиями, а не фактические доходы за отчетный период. При этом оценка налогового потенциала не является планируемым или рекомендуемым показателем бюджета муниципального образования и используется только для расчета индекса налогового потенциала и сопоставления бюджетной обеспеченности муниципальных образований в целях межбюджетного регулирования.

Индексы бюджетных расходов, характеризуют объективную разницу в стоимости набора бюджетных услуг, вызванную местными различиями. При расчете данной величины учитываются: численность потребителей основных бюджетных услуг населению; коэффициенты удорожания - процентные надбавки к заработной плате для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность и структура населения, уровень замещения муниципальных услуг государственными услугами соответствующего муниципального района (городского округа) и т.д. Для одного муниципального образования данная величина может быть больше единицы, для другого меньше.

Оценка нормативных расходов для обеспечения расходных обязательств по вопросам местного значения городских округов, муниципальных районов, поселений, применяемых при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и субвенций бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на 2005-2008 г.г. произведена на основании финансовых нормативов в соответствии с Законом Республики Карелия «О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов».

При этом при формировании финансовых нормативов учитываются планируемый рост индекса потребительских цен, индексация заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, муниципальных служащих, в соответствии с прогнозом федеральных органов власти и т.д.

Индексы бюджетных расходов, учтенные при формировании межбюджетных отношений с органами местного самоуправления на 2005-2008 г. отражены в следующей таблице:



Наименование

Индекс бюджетных расходов, учтенный при формировании межбюджетных трансфертов на выравнивание

2005

2006

2007

2008

Рост (снижение) 2008 г. к 2005 г.

Петрозаводский городский округ

0,659

0,821

0,775

0,944

1,4

Костомукшский городской округ

1,114

1,544

1,542

1,617

1,5

Беломорский муниципальный район

1,061

1,387

1,408

1,262

1,2

Калевальский муниципальный район

1,395

1,484

1,524

1,468

1,1

Кемский муниципальный район

1,078

1,236

1,332

1,153

1,1

Кондопожский муниципальный район

0,842

0,908

0,919

0,801

1,0

Лахденпохский муниципальный район

1,017

1,037

1,057

0,936

0,9

Лоухский муниципальный район

1,159

1,485

1,539

1,358

1,2

Медвежьегорский муниципальный район

0,905

1,028

1,100

0,947

1,0

Муезерский муниципальный район

1,243

1,225

1,278

1,204

1,0

Олонецкий муниципальный район

0,974

1,086

1,106

0,981

1,0

Питкярантский муниципальный район

0,958

1,006

1,040

0,911

1,0

Прионежский муниципальный район

1,015

0,919

0,984

0,886

0,9

Пряжинский муниципальный район

0,940

1,064

1,055

1,007

1,1

Пудожский муниципальный район

0,970

1,212

1,287

1,156

1,2

Сегежский муниципальный район

0,946

0,953

0,968

0,871

0,9

Сортавальский муниципальный район

0,912

1,032

0,873

0,820

0,9

Суоярвский муниципальный район

0,922

0,892

1,048

0,903

1,0


При формировании межбюджетных отношений на 2008 год у 8 муниципальных образований из 18 индекс бюджетных расходов сложился выше среднего значения и означает, что указанные муниципальные образования затрачивают больше средств на решение вопросов местного значения по сравнению с другими муниципальными образованиями. Удорожание стоимости услуг обусловлено объективными факторами – это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, это районы у которых плотность населения значительно ниже среднесложившегося в среднем по республике уровня и т.д.;

- у 10 муниципальных образований – выше среднего.


^ 4. Сокращение дифференциации муниципальных районов (городских округов) по уровню расчетной бюджетной обеспеченности


Существующие различия между наиболее финансово обеспеченным городским округом (Костомукшский – 1,400) и наименее обеспеченным муниципальным районом (Калевальский – 0,295) по уровню обеспечения собственными доходными источниками на 2008 год до межбюджетного выравнивания из бюджета Республики Карелия составляют 4,7 раза. В рублевом эквиваленте в расчете на одного жителя минимальная бюджетная обеспеченность сложилась около 1 000 рублей, при максимальном размере – 5 000 тыс.рублей.


Показатель

Бюджетная обеспеченность (индекс)

2006

2007

2008

MIN уровень

0,381

0,366

0,295

MAX уровень

1,527

1,536

1,400

разрыв

4,0

4,2

4,7


Динамика поступления собственных доходов в местные бюджеты по муниципальным образованиям, имеющим достаточно высокий уровень экономического потенциала, увеличивается более быстрыми темпами, чем у других муниципальных районов Республики Карелия, в связи с чем, наблюдается и рост дифференциации муниципальных образований в бюджетной обеспеченности.


Объемы Региональных фондов финансовой поддержки характеризуются следующими данными:

(млн. рублей)

Виды межбюджетных трансфертов

Исполнено

Утверждено на 2008 г.

в 2005 г.

в 2006 г.

в 2007 г.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)

985,2

1 013,7

901,9

847,2

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений

-

36,4

51,8

49,0


Предусмотренные объемы передаваемых местным бюджетам из бюджета Республики Карелия дотаций позволяют сократить дифференциацию в предоставлении органами местного самоуправления муниципальных услуг путем снижения различия между наиболее и наименее финансово обеспеченными муниципалитетами в среднем до 1,1 раза.

В течение 2006 года в Республике Карелия проведена работа по разграничению расходных полномочий между уровнями власти в условиях изменения федерального законодательства, что в последствии сказалось на формировании расходных обязательств муниципальных образований республики и, соответственно, на сокращение объемов фондов.







Из графика видно, что несмотря на близкие уровни бюджетной обеспечен­ности муниципалитетов, получающих средства на выравнивание бюджетной обес­печенности, между ними сохраняется первоначальная градация, обеспечиваю­щая необходимый стимулирующий эффект: если муниципалитет обладал боль­шим уровнем бюджетной обеспеченности до распределения фонда финансовой поддержки, то и после распределения он сохранит свое преимущество.


^ 5. Оценка уровня фактической бюджетной обеспеченности


Показатели исполнения доходной части бюджетов муниципальных районов (городских округов) за период 2005-2007 года и 5 месяцев 2008 года отражены в следующей таблице:

(млн.рублей)

Показатель

2005

Уд. вес.

2006

Уд. вес

2007

Уд. вес

5 мес. 2008 г.

Уд. вес

Собственные доходы, в т.ч.:

4 978,3

100

4 908,5

100

5 917,6

100

2 489,3

100

- налоговые и неналоговые

3 007,8

60

3 016,8

61

3 632,5

61

1 713,2

69

- дотации

985,2

20

1 050,2

21

953,7

16

496,3

20

- субсидии

985,3

20

841,5

18

1 331,4

22

279,8

11


Исполнение бюджетов муниципальных районов (городских округов) по доходам за период 2005-2007 г.г. сложилось в объемах, соответственно, 4,9 млрд.рублей, 4,9 млрд.рублей и 5,9 млрд.рублей. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов бюджетов в общем объеме собственных доходов как в 2005, так и в 2006-2007 г.г. составляет 61 %. При этом, в доходах консолидированных бюджетов муниципальных образований 77 % всех налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований республики, составляют доходы только 5-ти территорий из 18-ти. Это Петрозаводский и Костомукшский городские округа, Сегежский, Кондопожский и Сортавальский муниципальные районы.


Петрозаводский ГО 1 854 млн. руб.

Костомукшский ГО 345 млн. руб.

Сегежский МР 241 млн. руб.

Кондопожский МР 208 млн. руб.

Сортавальский МР 163 млн. руб.


Так, если из-за неравномерного размещения по территории республики производственного и ресурсного потенциала, отличия в бюджетной обеспеченности муниципальных образований коэффициент различия среднедушевых доходов высокообеспеченных и низкообеспеченных бюджетов по итогам 2007 года составил 5,8 раз.

Предусмотренный на 2007 год объем дотаций позволил сократить дифференциацию в предоставлении органами местного самоуправления муниципальных услуг путем снижения различия между наиболее и наименее финансово обеспеченными муниципалитетами до 1,7 раз.



Показатель

Фактическая бюджетная обеспеченность

До выравнивания

После выравнивания

2005

2006

2007

2005

2006

2007

MIN уровень

0,433

0,353

0,301

1,133

1,059

1,084

MAX уровень

1,863

1,465

1,754

2,174

1,627

1,819

разрыв

4,3

4,2

5,8

1,9

1,5

1,7


В среднем дифференциация муниципальных образований до выравнивания по бюджетной обеспеченности как расчетной так и фактически сложившейся наблюдается более чем в 4 раза.

Наличие отклонений фактической бюджетной обеспеченности в сравнении с бюджетной обеспеченностью, учтенной при формировании межбюджетных отношений на соответствующий финансовый год, обусловлено, прежде всего, различием в структуре поступлений налоговых доходов в местные бюджеты, в предпринимательской активности, а также эффективности проводимой органами местного самоуправления работы по мобилизации дополнительных поступлений в местные бюджеты.

Так, наибольшее увеличение фактического уровня бюджетной обеспеченности относительно расчетного показателя по данным 2007 года отмечено по Петрозаводскому и Костомукшскому городским округам. По 11-ти муниципальным образованиям из 18–ти не обеспечено выполнение прогнозных показателей по доходам на 2007 год.

По итогам 5 месяцев 2008 года показатели фактической бюджетной обеспеченности по 12-ти муниципальным образованиям из 18-ти превышают расчетный уровень в связи с предоставлением в указанный период из бюджета Республики Карелия авансовой дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в целях оказания поддержки органами местного самоуправления в обеспечении решений принятых на местном уровне о повышении заработной платы работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы с 1 февраля т.г.

Аналитические таблицы за период 2005-2007 г.г. и 5 месяцев 2008 года в разрезе муниципальных образований приведены в прилагаемой таблице № 2.


Таким образом, в Республике Карелия основная задача по бюджетному выравниванию, в части сокращения различий в уровне обеспеченности потребностей граждан муниципальных образований соответствующими финансовыми ресурсами для их удовлетворения, выполнена. Сохранение различий в доходах муниципальных образований является необходимым условием для стимулирования органов местного самоуправления к увеличению налоговых доходов.

Ежегодно, в бюджете Республики Карелия в рамках региональных фондов финансовой поддержки предусматриваются значительные финансовые средства, позволяющие сократить существующие различия между наиболее финансово обеспеченными муниципальными образованиями и наименее обеспеченными по уровню обеспечения собственными доходными источниками в среднем с 4-х до 1,1 раза, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватит 2/3 населения Карелии.

^ Отклонения показателей фактической бюджетной обеспеченности в сравнении с расчетной обосновано следующим:

- неравномерными темпами роста налоговых поступлений в разрезе муниципальных образований;

- невыполнением налоговых доходов относительно расчетных показателей по основным бюджетообразующим источникам;

- применением при расчете налогового потенциала показателей социально-экономического развития территорий за предшествующий период, и как следствие, погрешности в планировании.

В то же время, увеличение доходного потенциала территорий за счет неналоговых доходов значительно повысит фактический уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований, особенно у тех муниципальных образований, у которых объем неналоговых доходов выше, чем среднесложившийся уровень по республике.

Кроме того, сокращение разрыва в обеспеченности территорий объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры также является одним из инструментов выравнивания. В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в бюджете Республики Карелия ежегодно предусматриваются субсидии на реализацию важнейших проектов в области укрепления социальной инфраструктуры, в том числе в сфере образования, культуры, здравоохранения, и на оказание государственной поддержки в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях улучшения качества предоставляемых услуг населению. Объемы указанных субсидий весьма значительны - в 2005 году бюджетам муниципальных образований предоставлено субсидий в объеме 985,3 млн.рублей, в 2007 году – 841,5 млн.рублей, в 2007 году 1 331,4 млн.рублей.

Очередным шагом в реформе бюджетного процесса стало планирование объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия, на предстоящие три года. Это должно обеспечить стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок в части передаваемых межбюджетных трансфертов и возможность органов местного самоуправления поселений своевременно и обоснованно осуществлять планирование бюджетных расходов.


Приложения:


  1. Закон Республики Карелия от 1 ноября 2005 года № 915-ЗРК «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия»;

  2. Закон Республики Карелия от 1 ноября 2005 года № 916-ЗРК «О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов».






Похожие:

2008 год Введение icon2009 год Введение
Оценка уровня фактической бюджетной обеспеченности муниципальных образований и анализа ее отклонений от расчетной бюджетной обеспеченности,...
2008 год Введение iconЗакон липецкойобласт и о внесении изменений в Закон Липецкой области "Об областном бюджете на 2008 год" Статья 1
Внести в Закон Липецкой области от 20 ноября 2007 года №101-оз "Об областном бюджете на 2008 год" (Липецкая газета, 2007 год, 23...
2008 год Введение iconЗакон липецкойобласт и о внесении изменений в Закон Липецкой области "Об областном бюджете на 2008 год" Статья 1
Внести в Закон Липецкой области от 20 ноября 2007 года №101-оз "Об областном бюджете на 2008 год" (Липецкая газета, 2007 год, 23...
2008 год Введение iconЗакон липецкойобласт и о внесении изменений в Закон Липецкой области "Об областном бюджете на 2008 год" Статья 1
Внести в Закон Липецкой области от 20 ноября 2007 года №101-оз "Об областном бюджете на 2008 год" (Липецкая газета, 2007 год, 23...
2008 год Введение iconЗакон липецкойобласт и о внесении изменений в Закон Липецкой области "Об областном бюджете на 2008 год" Статья 1
Внести в Закон Липецкой области от 20 ноября 2007 года №101-оз "Об областном бюджете на 2008 год" (Липецкая газета, 2007 год, 23...
2008 год Введение iconПроект
Внести в Закон Липецкой области от 20 ноября 2007 года №101-оз "Об областном бюджете на 2008 год" (Липецкая газета, 2007 год, 23...
2008 год Введение iconАнсельм А. И. Введение в теорию полупроводников : учеб пособие. 2008. 624 с ил
Ансельм А. И. Введение в теорию полупроводников : учеб пособие. – 2008. – 624 с ил
2008 год Введение iconПроект
Внести в Закон Липецкой области от 26 ноября 2008 года №196-оз "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011...
2008 год Введение iconПостановление От 2008 года № п г. Петрозаводск о распределении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на 2008 год
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Карелия от 13 декабря 2007 года №1140-зрк «О бюджете Республики Карелия на 2008 год»...
2008 год Введение iconСодержание введение 4 подача апелляций 13 введение 4 подача апелляций 13 введение
Указом президента РФ от 13. 03. 1997 №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов