Формирование самооценки у младших школьников icon

Формирование самооценки у младших школьников



НазваниеФормирование самооценки у младших школьников
Дата конвертации19.12.2012
Размер113.41 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /formirovaniesamoocenki.docФормирование самооценки у младших школьников

Формирование самооценки у младших школьников

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, развитие ключевых компетентностей имеет не меньшее, а даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой.

Социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.

Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией. Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно бесполезными. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. «Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи самообучения, а не в обиды на критикующего или в поводы к обидам, унынию, к отказу от каких-либо усилий».(Цитата доктора психологических наук Цукерман Г.А. «Контроль и оценка как учебные действия ребенка»)  
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет и регулятивную функцию. С понятием самооценки, как составляющей «Я – концепции», российские педагоги познакомились в 70-х годах прошлого века. История оценочной системы отслеживания результатов обучения складывается с 18 века. Например: в Киевской духовной академии (1737 г) оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: 1 группа (очень хорошие успехи) - «учения изрядного, надежного, доброго, похвального»; 2 группа (средние успехи) - «учения непосредственного, мерного, нехудого»; 3 группа (ниже среднего) - «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало 19века) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб.  
В настоящее время вопрос системы оценивания результатов является предметом дискуссий, как среди педагогов, так и в СМИ. В связи с модернизацией образования, эта тема приобретает особое значение. 
Вопросу самооценки и взаимооценки отводится большое место в работе Цукерман Г. А.  
Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки у младшего школьника? 
У младших школьников самооценка формируется под влиянием учителя. Педагогу необходимо, учитывая уже имеющийся уровень самооценки, тактично её корректировать, если это необходимо. У детей с завышенной самооценкой – проводить коррекцию в сторону более критического оценивания учеником своей учебной деятельности, а у детей с заниженной – формировать большую уверенность в себе и своих возможностях. Здесь есть одно обязательное условие: самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. В случае расхождения оценочных суждений ученика и учителя, ребёнок аргументирует свою позицию. Динамику самооценки следует проверять каждые полгода. Очень важным является то, что эффективность учебной деятельности ребёнка зависит как от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, так и от уровня самооценки. И завышенная, и заниженная самооценка негативно сказывается на учебной деятельности школьника. В этих ситуациях у детей пропадает положительная мотивация к обучению, что ведёт к потере интереса к учёбе и к снижению успеваемости. Нежелающий учиться ученик, не достигнет успехов в образовательном процессе. 
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Следовательно, наряду с адекватной самооценкой, необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить: 
1) анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления); 
2) строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности; 
3) организовывать свою учебно-познавательную деятельность; 
В процессе формирования навыков самоконтроля, как и в процессе формирования навыков адекватной самооценки, ведущая роль принадлежит учителю, который должен систематически анализировать результаты деятельности ученика, создавая положительную психологическую атмосферу, ситуацию успеха. 


Чтобы исследовать самооценку первоклассников, в конце 1 четверти я провела тест "Лесенка"

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.



Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать О, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);- никто себя не поставил

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный); - Зиновенко Вика -5, Демидов Дима – 6,

Жемайтук Артем - 6

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная). – Кива Аня, Сергиенкова Ксюша,

Фомин Максим – 9,

Матиевский СашаС - 10

Завышенная самооценка чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Адекватная самооценка - у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Заниженная самооценка - как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».


Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Используя в своей практике методику «Лесенка», можно не только изучать самооценку своих учеников (буду проводить методику повторно), но и отслеживать характер ее изменения, выявляя причины этого процесса.

На уроках я применяю следующий способ формирования самооценки: на доске висит плакатик с тремя «солнышками», первое солнышко – улыбается, у второго – нейтральная улыбка, третье солнышко – огорчается. В конце урока или в конце дня дети подходят к доске, берут магнитик (он у каждого свой, у девочек – звездочки, у мальчиков - кружочки) и кладут к своему солнышку. Если ребенок доволен своей работой, у него все получается – к первому солнышку; если есть ошибки, в чем – то затрудняется – ко второму; если недоволен своей работой на уроке, плохо получается – к третьему солнышку. Обязательно спрашиваю, почему ты так себя оценил.

В дальнейшем я планирую ввести сигнальные карточки красного, зелёного и синего цветов. Ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку возле номера. Красный цвет обозначает – «я знаю, как выполнить задание, я с ним справлюсь», зелёный цвет – «я подумаю и смогу выполнить задание», синий – «я не знаю, как выполнять задание, мне кажется, я не справлюсь». С учениками, поднявшими синие карточки, работать необходимо в индивидуальном порядке. Выполняют задание, проверяют, сравнивая свою работу с образцом, и рисуют кружок соответствующего цвета. Красный цвет – «я справился», зелёный цвет – «я чуть-чуть ошибся», синий – «у меня пока не получилось». Сравнивают прогнозируемый результат и полученный, у кого есть несоответствия, объясняет их причину. Если ученик не понимает причин несовпадения, то после урока может выяснить их с учителем или с одноклассником. 


Этот способ формирует не только адекватную самооценку, но и навыки самоконтроля. 
В качестве дополнительного приёма можно предложить и взаимооценку обучающихся. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. А также этот вид способствует процессу самоопределения младшего школьника, который на первоначальном этапе связан с соотношением и сравнением себя с одноклассниками. Однако при этом виде работы может возникнуть негативное отношение некоторых детей к оценке, особенно если результат не оправдал их ожидания. Поэтому таким детям на первых порах лучше работать с учителем. 


Во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Умники и умницы» дети оценивают себя в рабочих тетрадях. (Показ тетради).

Ко второму классу у большинства учеников, формируется адекватная самооценка, а переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности. 
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.


Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника: 

1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. 
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. 
Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жестокому контролю, негативной критике. 
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или устойчивую самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. 
Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребёнка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребёнка, родителей по отношению к ребёнку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. 
Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями. 


2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя. 
Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой является контроль и оценка. Причём, самооценка должна предшествовать учительской оценке, поскольку является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Важно научить школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно чёткие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу. 


3. Оценка товарищей. 
Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему чёткие критерии для оценки учебной деятельности товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребёнка в среднем звене. 


4. Собственный жизненный опыт. 
Самооценка складывается под воздействием определённого жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научить ребёнка анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учётом полученных выводов.

Анализ данных факторов позволяет определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки: 
- культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребёнком; 
- формирование учебной самостоятельности ребёнка; 
- создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности; 
- использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности; 
- обучение младших школьников приёмам самоконтроля; 
- обучение приёмам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата; 
- осуществление целенаправленной работы с родителями. 
Для реализации этих условий я использую следующие формы работы: 
- работа в парах; 
- работа в группах; 
- индивидуальная работа учителя с учеником; 
- самостоятельная работа учащихся; 
- индивидуальная работа родителя с учителем. 
Для обучения младших школьников приёмам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания: 
папки индивидуальных достижений, в которых накапливается наградной материал, творческие работы, оценочные листы по основным предметам, т.е. портфолио.


Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении в 1 классе:


Лесенка  - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.


Волшебная линеечка -  на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше


Светофор - оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.


Символы  - фиксация оценки производится следующим образом:

+ - все правильно

           V – есть незначительные ошибки

           -   - не справляется с заданием

(+ - согласен,    ? –предлагаю повторить материал,    !-   поработаем ещё раз вместе)


Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается   с помощью следующих документов:


Листы учебных достижений.  

Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов.   

При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования.

Предназначен для ученика и заполняется в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ. 

 Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету.




Похожие:

Формирование самооценки у младших школьников iconФормирование самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №64» (мбоу «сош №64»)
Формирование самооценки у младших школьников iconИсследование нарушений чтения и письма младших школьников (по Лалаевой Р. И., Венедиктовой Л. В.)
Обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным
Формирование самооценки у младших школьников iconПрограмма "формирование толерантного отношения младших школьников к медицинским процедурам"
Основной целью предлагаемой программы является формирование у детей навыков адекватного эмоционального реагирования на медицинские...
Формирование самооценки у младших школьников iconФормирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников в работе с сетевыми образовательными ресурсами
...
Формирование самооценки у младших школьников iconАгеева Наталья Евгеньевна
Формирование пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях
Формирование самооценки у младших школьников icon2 Технологии воспитания младших школьников
Технологии воспитания младших школьников «Технология» определяется как совокупность операций, которые осуществляются определённым...
Формирование самооценки у младших школьников iconОсобенности самооценки младших школьников с косоглазием и амблиопией
Особенно важное значение зрение имеет в процессе учебной работы: при чтении, письме, изобразительной деятельности, восприятии произведений...
Формирование самооценки у младших школьников icon«Роль экологического образования в младших классах начальной школы»
«Развитие эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Формирование самооценки у младших школьников iconИзучение мотивационной сферы младших школьников
Результаты изучения ста­новятся основой планирования процесса формирования мотивации и тем самым по­могают обеспечению полноценного...
Формирование самооценки у младших школьников iconСамостоятельные занятия школьников младших классов «Самостоятельные занятия (школьников младших классов)»
Поступила в Отдел рукописей Российской государст­венной библиотеки в 1945 году в составе Фонда Фаусек. Посвящена обобщению более...
Формирование самооценки у младших школьников iconПедагогические условия формирования готовности младших школьников к креативной деятельности в условиях села 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Педагогические условия формирования готовности младших школьников к креативной деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов