Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент icon

Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент



НазваниеСоставитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент
Дата конвертации27.01.2013
Размер102.16 Kb.
ТипПрограмма
источник


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ


Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»___________________200__г.


Современные проблемы истории


Рабочая программа


Направление 030600 – История


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Форма обучения

очная


Томск – 2010

Программа одобрена кафедрой истории древнего мира, средних веков и методологии истории

Протокол заседания №_____ от ___________________ 2010 г.


заведующий кафедрой

доцент ________________________О.В. Хазанов

^


Программа рекомендована методической комиссией исторического факультета ТГУ

Председатель комиссии

доцент ______________ В.Ю. Соколов

«____» _______________ 2010 г.




Рабочая программа по спецкурсу «Современные проблемы истории » составлена на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030600 – История, утверждённого приказом министерства № 732 от 16 декабря 2009 г.


Общий объем курса 15 ч. Из них: лекции − 10 ч., самостоятельная работа студентов − 5ч. Экзамен в первом семестре.


Составитель:

И.Ю.Николаева, д.и.н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории


Рецензент:

Б.Г. Могильницкий, д.и.н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории


^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цели освоения учебной дисциплины

Получить глубокие и разносторонние представления научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения педагогической практики, в научно-исследовательской деятельности, а также для преподавания истории и истории культуры в системе высшей школы.

^ 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения как в средней общеобразовательной школе, так и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также истории исторической мысли, этнографии, источниковедения, культурологи, методологии истории.

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на


^ 3. Требования к освоению курса сводятся к следующему

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • специфику развития различных доиндустриальных и современных обществ;

базовые ментальные и культурно-исторические характеристики сознания доиндустриальных обществ и современного мира, их общее и особенное ;

основные дискуссионные методололго-историографические проблемы профессии;

  • современные методы основные методы работы с источниками по главной проблематике курса

Уметь:

- выделять и интерпретировать существенные явления и процессы современных проблем истории;

-самостоятельно анализировать возникающие проблемы текущего момента исторической динамики с помощью полученных знаний и навыков;

- представлять результаты своей учебной деятельности в виде устных, письменных ответов, выполненных с помощью современных электронных и интерактивных средств. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История


^ 4. Структура и содержание учебной дисциплины


Вводная часть. Современные проблемы глобализирующегося мира. Материальные и социально-политические проблемы глобализирующегося мира. Культурно-духовный интерьер процессов глобализации и его влияние на личность. Социально-психологические типы идентичности и процессы формирования массового общества потребления: «иметь или быть»? Перспективы развития цивилизации и человека в глобализирующемся мире.

Специфика процессов модернизации в режиме большого времени. Основные концепции природы модернизации и ее типов. Концепция Перехода В.М. Ракова как пример актуально-перспективной модели теории модернизации. Исторические «издержки» процессов модернизации. «Цена» современных процессов модернизации. Культурно-историческая традиция и процессы современной модернизации.

Своеобразие исторических судеб процесса модернизации на российской почве. Основные этапы процесса модернизации в России. Повторяющиеся черты типологического отличия российских процессов модернизации. Принадлежит ли России к европейской периферии или особому варианту динамики процессов модернизации? Альтернативы или возможные исторические сценарии развития современного модернизационного процесса в России.

Проблема свободы личности и гуманизма в режиме большого времени. Проблема свободы личности и гуманизма в историко-культурном интерьере разных обществ. . Запад и Восток – исторические и социально –психологические предпосылки различного понимания свободы личности и гуманизма. «Европейское чудо» - природа процессов индивидуализации и гуманизации общества в режиме большого времени. Свобода личности и гуманизм: российская историческая траектория.

Современные гендерные проблемы в исторической ретро- и перспективе. Основные методологические положения современной гендерной теории. Гендер и власть : общий рисунок ментального и поведенческого кода. Своеобразие разных моделей гендерного кода сознания и поведения личности в контексте специфики исторических судеб Запада и Востока. Современный гендерный код в контексте проблем глобализирующегося общества. Специфика гендерного кода на российской исторической почве.

Жизнь и смерть в современном мире в контексте процессов глобализации. Историографические подходы к проблеме. Жизнь и смерть в доиндустриальных обществах в их региональной системе координат . Своеобразие западной модели решения проблемы на личностном уровне. Связь явлений жизни и смерти с процессами глобализации. Жизнь и смерть в фокусе российской действительности.


^ Распределение часов курса по темам и видам работ



Наименование тем



Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции


практические занятия

Введение. Современные проблемы глобализирующегося мира


3

2




1

Специфика процессов модернизации в режиме большого времени

3

2




1

Своеобразие исторических судеб процесса модернизации на российской почве.

3

2




1

Проблема свободы личности и гуманизма в режиме большого времени

3

2




1

Современные гендерные проблемы в исторической ретро- и перспективе

3

2




1
^

Жизнь и смерть в современном мире в контексте процессов глобализации





3

2




1

Итого

15

10




5


Примерный список контрольных вопросов к зачету:

Природа процессов модернизации.

Типология процессов модернизации в раннее Новое время.

Отличие догоняющего типа модернизации от типа модернизации стран лидеров мир-системы.

Глобализация как закономерность исторического процесса: ее «прорывы» и исторические тупики.

Проблема массового общества или общества потребления.

Гуманизм как надисторическое явление и как явление социокультурного ряда.

Основные этапы российских процессов модернизации.

Современная гендерная идентичность как отражение трансформации психосоциальной идентичности в меняющемся мире.

Проблемы современного общества через призму демографии.

Человек перед лицом смерти в древних обществах и обществах современности.

Ценность жизни: историко-культурные и социопсихологические мутации представлений в контексте опыта становления современной цивилизации.


Основная литература:

  1. Баткин Л.М. Странная тюрьма исторической необходимости// Одиссей. Человек в истории. 2000. М.: Наука, 2000. С

  2. Николаева И.Ю. Специфика процессов модернизации и менталитета в формате большого времени// Методологические и историографические вопросы исторической науки.

  3. Раков В.М. . «Европейское чудо» (рождение новой Европы в XVI - XVIII вв.). Пермь, 1999.

  4. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Изд-во АСТ, 2010. 320с.

  5. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Изд-во АСТ, 2009. 288с.


Дополнительная литература:

  1. Антонян Ю.А. Отрицание цивилизации: каннибализм, инцест, детоубийство, тоталитаризм. - М.: Логос 2003. – 256 с.

  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. 528с.

  3. Ахиезер А.С. Россия : Критика исторического опыта. Новосибирск,1997-1998. Т.I –II.

  4. Он же Архаизация в российском обществе как методологическая проблема// Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89 - 100

  5. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М, 1991.

  6. Валлерстайн И. Миросистемный анализ// Время мира: Альманах современных исслдедований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск. 2000. Вып.I.

  7. Он же Америка и мир: вчера, сегодня, завтра// Свободная мысль. 1995.№ 4.

  8. Он же. Россия и капиталистический мир-экономика// Свободная мысль. 1996. № 5.

  9. Володихин Д.М. «Призрак третьей книги»: методологический монизм и «глобальная архаизация»// Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории: УРСС. Вып. 9. М., 2002. С. 51 - 66.

  10. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996.

  11. Гуревич П.С. Смерть –константа человеческого бытия// Токарчик А. Мифы о бессмертии. М., Прогресс, 1992.

  12. Идентичность в норме и патологии./ Под ред. Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. - Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.

  13. Киньяр П. Секс и страх: Эссе/Пер. с фр. И.Волевич. - М.: Текст, 2000. – 189 с.

  14. Козинцев А.Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора // Смех: истоки и функции. – СПб.: Наука, 2002. С.5 - 43.

  15. Козинцев А.Г. Смех и антиповедение в России: национальная специфика и общечеловеческие закономерности // Смех: истоки и функции. – СПб.: Наука, 2002. С.147 – 174

  16. Кон И.С Сексуальная культура в России:Клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997. - 464 с.

  17. Леви-Брюль. Первобытное мышление.

  18. Маргинальность в современной России. Серия «Научные доклады», № 121. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 208 с.

  19. Мегилл А. Глобализация и история идей// Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории.№ 14. М., 2005.

  20. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Вып. III. Историографическая революция. Томск, 2008.

  21. Николаева И.Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010. 410c.

  22. Панарин А.С. Процессы модернизации и менталитет.// Вопросы философии. 1994. № 1.

  23. Полидисциплинарные технологии исследования модернизационных процессов/Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. Томск,2005. 343с

  24. Пушкарева Н.Л. Женская история, гендерная история: сходства, отличия, перспективы// Социальная история. Ежегодник. 2003. Женская и гендерная история. М.: РОССПЭН, 2003. С. 9-44.

  25. Она же. История женщин и гендерный подход к анализу прошлого в контексте проблем социальной истории?// Социальная история. Ежегодник. 1997. М.: РОССПЭН, 1998.С. 69 - 95.

  26. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории:Новая картина европейского прошлого: Очерки. Хрестоматия. М.,2002.

  27. Теория и методология гендерных исследований. Ч.I-II. М., 2006.

  28. Тилли Ч. Будущая история// Время мира: Альманах современных исслдедований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск. 2000. Вып.I.

  29. Фролов А.Т. О человеке и гуманизме. М.,1989.

  30. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

  31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ./Пер. с англ. В.В. Старовойтова. Общ. ред. Г.В. Бурменской. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Универс», 1993. – 480 с.

  32. Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России. Очерки теории и методологии мироцелостности. М.,1999.

  33. Элиас Н. Общество индивидов. М,2001.

  34. Элиаде М. Священное и мирское. М..1994.


Форма итогового контроля знаний студентов – зачет


8. Материально техническое обеспечение дисциплины

Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект копьютерных презентаций Интерактивная доска.





Похожие:

Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconКатолог библиотеки кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории иф тгу книги предназначены для студентов, аспирантов и преподавателей кафедры,
Католог библиотеки кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории иф тгу
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconДиалог культур как историографическая проблема
В этом сборнике опубликованы статьи студентов Исторического факультета кафедры истории Древнего мира, Средних веков и методологии...
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconКонкурс на соискание стипендии имени Вадима Сергеевича Гурьева для студентов и аспирантов, специализирующихся по кафедре истории древнего мира, средних веков и методологии истории
Правилами проведения конкурса, определяемыми настоящим Положением (далее Правила Конкурса), предоставляется право на получение стипендии...
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconМахмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) 07. 00. 02. «Отечественная история» 07. 00. 06. «Археология»
...
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconРегламент работы секций на базе юфу
Максименко Владимир Евгеньевич, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории древнего мира исторического факультета...
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconПерекатьева Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания моу гимназии №19. Славься, страна! Мы гордимся тобой! доклад
Крот Максим Николаевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории средних веков и нового времени...
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconОстанина Елена Александровна, учитель истории моу веселовской сош № Прерванное молчание (ступени понимания Холокоста). доклад
Савчук Вячеслав Сергеевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории средних веков и нового...
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconВопросы к экзамену по истории Древнего Востока Введение
Место истории Древнего Востока во всемирной истории. Зарождение и эволюция понятия «Восток»
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconУрок по истории средних веков 6класс Учитель сош№7 Стецура Ольга Анатольевна Цели и задачи урока
Показать особенности нового периода в истории Европы, периода норманнского завоевания
Составитель: И. Ю. Николаева, д и. н., профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент iconЧетвёртая международная научно-практическая конференция "уроки истории. Великая отечественная и вторая мировая войны, история россии и мира 20-21 веков"
Конференция посвящается 65-летнему юбилею Великой победы Советского Союза в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. События...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов