Пособие по русскому языку icon

Пособие по русскому языку



НазваниеПособие по русскому языку
Дата конвертации08.07.2013
Размер314.2 Kb.
ТипМетодическое пособие
источник






ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



для поступающих в

Томский Государственный университет




Томск – 2013


Пособие по русскому языку составлено на основе примерной программы, разработанной Министерством образования и науки РФ.

Пособие включает программу подготовки к экзамену по русскому языку как в формате ЕГЭ, так и в традиционной письменной форме.

Методическое пособие содержит примеры заданий, указания к их выполнению, с учетом требований и критериев проверки, и помогут подготовиться к письменному экзамену.

.


Протокол № 4 от 24.12.2012г.


Составители: кандидат филологических наук, доцент ФилФ Т.Б.Банкова, доктор филологических наук, профессор, Г.В. Калиткина

ПРОГРАММА


Раздел «Орфография»


  1. Правописание проверяемых гласных в корне слова.

  2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова (базовый тезаурус).

  3. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

  4. Гласные –О-/-Ё- после шипящих и Ц в корнях, суффиксах, окончаниях.

  5. Правописание согласных в корне слова.

  6. Правописание приставок.

  7. Правописание суффиксов имен существительных и глаголов.

  8. Правописание окончаний существительных.

  9. Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

  10. –Н- и –НН- в полных формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных.

  11. Дифференциация написания –Н- и –НН- в полных и кратких формах прилагательных, причастий и в наречиях.

  12. Правописание частицы НЕ с различными частями речи.

  13. Правописание частиц НЕ и НИ на основе смыслового разграничения.

  14. Слитное, раздельное и дефисное написание имен существительных и прилагательных.

  15. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий, предлогов, союзов (базовые случаи).


Раздел «Пунктуация»


  1. Тире в простом предложении.

  2. Знаки препинания в простом предложении.

  3. Знаки препинания при однородных членах предложения.

  4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

  5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

  6. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах.

  7. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

  8. Двоеточие в простом и сложном предложении.

  9. Тире в простом и сложном предложении.

  10. Знаки препинания во всех типах сложных предложений.

  11. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.


Раздел «Морфемика и словообразование»


  1. Состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание, корень. Основа слова. Разбор слова по составу (или морфемный анализ).

  2. Способы словообразования различных частей речи: префиксальный (приставочный), суффиксальный, префисально - суффиксальный (приставочно-суффиксальный), ноль суффиксальный (бессуффиксный) , сложение основ, сложение плюс суффиксация, переход из одной части речи в другую.


^ Раздел «Морфология» (части речи и их признаки)


Определение частей речи и их грамматических признаков.

  1. Существительное (падеж, склонение).

  2. Глагол (время, вид, наклонение, спряжение, переходность).

  3. Причастие (вид, время, падеж, полная/краткая форма). Деепричастие (вид)

  4. Прилагательное (разряды прилагательных, падеж, полная/краткая форма, степени сравнения).

  5. Числительное.

  6. Местоимение (разряды).

  7. Наречие.

  8. Частица, предлог, союз. Их грамматические признаки.


Раздел «Синтаксис»


  1. Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании. Вид подчинительной связи.

  2. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

  3. Сказуемое. Глагольное, составное глагольное, составное именное.

  4. Второстепенные члены. Определение согласованное и несогласованное, дополнение прямое и косвенное, обстоятельства времени, места, образа действия, причины, цели и тд,

  5. Грамматическая основа предложения.

  6. Односоставное предложение. Определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Назывное предложение.

  7. Характеристика простого предложения (по цели высказывания, по интонации, по наличию распространяющих членов предложения, по характеру грамматических основ (односоставное – двусоставное), по наличию/отсутствию какого-либо члена предложения, по наличию осложняющих членов).

  8. Простое и сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. Грамматическая основа в частях сложного предложения. Придаточное предложение. Виды придаточных предложений (определительные; изъяснительные; обстоятельственные: причины, цели, уступки, места, времени, сравнения и пр.). Связь в сложном предложении (последовательное и параллельное соединение придаточных). Бессоюзное сложное предложение. Полный синтаксический разбор. Способы выражения членов предложения. Схема предложения.

  9. Предложения с осложняющими структурами. Обособленные члены предложения. Вводные и вставные конструкции. Обращения. Сравнительный оборот.


Раздел «Лексика»


Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение. Синонимы, Антонимы.


Раздел «Текст»

1. Средства связи в тексте.

2. Тип речи текста.

3. Стиль текста.

4. Языковые средства выразительности в тексте и их функции. Лексические средства выразительности и их функции. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Устаревшая лексика. Диалектные слова.

5.Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение. Эпитет. Гипербола. Литота. Перифраз(а). Оксюморон.

6. Синтаксические средства выразительности. Риторические фигуры. Антитеза. Градация. Анафора. Эпифора. Синтаксический параллелизм. Период. Риторическое восклицание. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Вопросно - ответная форма изложения текста. Цитация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Парцелляция.


Рекомендуемая литература



  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы.- М.: Просвещение, 1989.

  2. Виды разбора на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1984.

  3. Водина Н.С., Иванова А.Ю. и др. Справочник-практикум: культура устной и письменной речи….- М.: Наука, 1998.

  4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку.–М.: Просвещение, 1996.

  5. Домашенкина Г.П., Иванова Т.В. Грамматический разбор в вузе и школе. – М.: Просвещение, 1980.

  6. Гладких И.А. Сборник упражнений по русскому языку для абитуриентов.- 2-е изд.-М.: Флинта: МСПИ, 2005.

  7. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию и Единому государственному экзамену; орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2004.

  8. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука. 2005.

  9. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. –М.: Просвещение, 1983.

  10. Ленская Т.С., Угроватова Т.Ю. Русский язык: Виды разборов.- М., 2003.

  11. Ленская Т.С., Угроватова Т.Ю. Русский язык: пунктуация. Подготовка к выпускному, вступительному и единому государственному экзамену.- М., 2003.

  12. Ленская Т.С., Угроватова Т.Ю. Русский язык: Синтаксис.- М., 2004.

  13. Ладыженская Т.А., Зекалова Т.С. Теория и практика разножанровых сочинений. – М., 1986.

  14. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М. : Просвещение, 1988.

  15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996.

  16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М.: Айрис, 1997.

  17. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста.- СПб: Литера, 2005.

  18. Старикова Г.Н. Русский язык, часть 1. Томск, 2007.

  19. Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо, 2001.

  20. Чуфистова Е.В., Чуфистова Ю.В. Русский язык: полный курс за три дня.- М.: Эксмо. 2004.

  21. Шнейберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: учебное пособие для поступающих в вузы.- 3-е изд..- М.: книжный дом «Университет», 2001.

Рекомендуемые словари:

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М./ любое издание.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1980.

Большой орфографический словарь русского языка /Составитель А.А. Медведева.- М.: ЗАО Центрополиграф, 2004.

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменений.- М.: Рус. яз., 1980.

Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1994.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы.- М.: Рус. яз.- Медиа, 2004.

Ожегов С.И., Шведова Н.В. Словарь современного русского языка.- М.: Рус. яз., 2000.

Словарь иностранных слов/ Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова.- М.: Рус. яз. – Медиа, 2003.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М., 1991.


Методические указания


Общие указания


Структура экзаменационного билета Томского государственного университета ориентируется на основные задания, предлагаемые в рамках ЕГЭ по русскому языку. В каждом билете для анализа предложен текст, который представляет собой отрывок из публицистического или художественного произведения отечественного писателя. Этот текст переписывать не надо. Задания билета делятся на две части.


Часть 1

На материале предложенного текста даются 10 заданий. Они формируются экзаменаторами из следующих групп.


1 группа заданий связана с проверкой орфографической грамотности абитуриента. Ему надо выписать из текста слова с указанными орфограммами: при этом необходимо вставить пропущенные буквы, определить слитное или раздельное написание слов, выбрать написание с прописной или строчной буквы, например: оз…ренный, оказался (под)стать, (Т, т)омские газеты.


2 группа заданий направлена на проверку пунктуационной грамотности. В некоторых (указанных специально) предложениях абитуриент должен восстановить знаки препинания (пунктограммы), например: Потом пёс чуть слышно хрустел под своей лавкой благодарно шаркал языком розовую ребячью ладошку да и закрывал поскорее глаза давая сердобольному мальцу понять что он насытился и взяла его дрема.


3 группа заданий связана с определением частей речи. Для правильного ответа на вопрос абитуриент должен узнавать и квалифицировать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы (а также такие формы глагольных слов, как причастия и деепричастия), наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия, модальные слова. Следует помнить о том, что определить частеречную принадлежность некоторых слов можно только в тексте, например: Раненые (существительное) гуляли в госпитальном саду. Раненые (прилагательное) пальцы быстро зажили. Благодаря (предлог) хорошей погоде прогулка удалась на славу. Благодаря (деепричастие) и кланяясь, гость вышел.


4 группа заданий посвящена определению морфемной структуры слова. Абитуриенту требуется разбить указанные слова на морфемы. Для этого надо уметь узнавать и выделять графически при помощи общепринятых обозначений приставки, корни, интерфиксы (соединительные гласные), суффиксы, окончания, постфиксы. Следует помнить о том, что в слове может быть несколько приставок, корней и суффиксов. Абитуриент должен понимать, что существуют неизменяемые слова, в которых нет окончания (хорошо, быстрей, шутя, вскачь), и изменяемые слова с нулевым окончанием (ходил, красив, роль).

5 группа заданий предполагает определение способа словообразования. Эти задания оказываются для абитуриентов наиболее трудными. Нужно помнить, что способы словообразования в русском языке делятся на 2 группы: морфологические (аффиксальные) и неморфологические.

К основным морфологическим (аффиксальным) способам относятся следующие: приставочный – антивоенныйвоенный, приходитьходить, послезавтразавтра; суффиксальный – домикдом, учительучить, речнойрека; ноль-суффиксальный (в старых учебниках он называется бессуффиксным) – переход переходить, подогрев подогревать, высь высокий; постфиксальный – молитьсямолить, встретитьсявстретить, пачкатьсяпачкать; приставочно-суффиксальный – подснежникснег, уронить ронять, безрогийрог; приставочно-постфиксальный – выспатьсяспать, напитьсяпить, дохулиганитьсяхулиганить.

К основным неморфологическим способам относятся следующие: слияние – нижеподписавшиеся ниже подписавшиеся, сумасшедший с ума сшедший; аббревиация – ГИБДДГосударственная инспекция безопасности дорожного движения, вузвысшее учебное заведение, комбаткомандир батальона, педсоветпедагогический совет; сложение основ – жизнеутверждающий, железобетон, сложение слов – кресло-кровать, долго-долго.

Пограничное положение занимает сложно-суффиксальный способ – орденоносец  орден, носить, полнолуние  полная, луна.

Кроме того, абитуриент должен выделять морфолого-синтаксический способ словообразования (конверсию, переход слова в другую часть речи): учительская, проездной, стоял молча, шел шагом, согласно расписанию.

Для определения способа словообразования следует подобрать самое близкое по форме и значению слово. Разница в форме и укажет на конкретный способ словообразования, например: задушевныйдушевный (приставочный способ), загородный город (приставочно-суффиксальный способ).


6 группа заданий связана с отражением звукового облика слова буквами. Задания предполагают поиск в указанных предложениях слов, в которых не совпадает количество букв и звуков, например: Он если не всегда, то очень часто чувствовал себя нездоровым, а еще, вероятно, стеснялся, не считая себя хорошим наездником.


7 группа заданий проверяет знания о лексическом (словарном) составе русского языка. Абитуриент должен найти синонимы или антонимы к указанным словам, объяснить значения фразеологических оборотов (прожужжать уши, как сыр в масле кататься) или найти метафоры в указанном фрагменте текста (Пассажиры парохода впились глазами в деревушку на подмытом крутом яру, издырявленном гнездами ласточек. Деревня была как деревня – с огородами, выходящими к реке, с банями на огородах, с кучами сохлого навоза возле стаек и с густой крапивой на межах, с жухлыми кустами картошки, наполовину уже выкопанной, с редкими тополями возле насупленных сибирских изб. Все уже молчали, но слова Сережи что-то тронули во мне.)


8 группа заданий направлена на квалификацию типов подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление и примыкание). Абитуриентам предлагается выбрать из указанных предложений словосочетания с определенным типом связи или же выписать все словосочетания и самостоятельно определить тип связи в них. Следует помнить о том, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием.


9 группа заданий посвящена поиску и квалификации обособленных членов предложения в указанных фрагментах текста, например: Семейные реликвии достойны уважения. Я люблю дома, где сохраняют увесистые, местами потертые бархатные альбомы с семейными фотографиями. Ларцы с пожелтевшими письмами и открытками, написанными прабабушками. Картины, литографии, может, и скромных художественных достоинств, но зато висевшие и у родителей, у родителей родителей. Люблю семейные портреты, старые, уже неполные сервизы, старые книги, которые читали еще предки.


10 группа заданий связана с определением типа односоставных предложений. Односоставные предложения делятся на 2 основные группы: глагольные и именные. Среди глагольных следует различать определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. В указанном фрагменте текста абитуриенту надо самостоятельно найти односоставные предложения, или же он должен определить тип указанного односоставного предложения.


11 группа заданий связана с квалификацией типа придаточных предложений (придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные – места, времени, цели, причины, условия, уступки). Абитуриент получает задание найти придаточные предложения в указанном фрагменте текста или определить тип конкретного придаточного предложения.


12 группа заданий предполагает полный синтаксический разбор указанного предложения. В него входит характеристика предложения (цель высказывания, интонация, простота / сложность; для простых: составность, полнота, распространенность, осложненность; для сложных: союзное / бессоюзное; для союзных: сочинительная / подчинительная связь; для связанных подчинительной связью: главное и тип придаточного, далее для каждого из них: составность, полнота, распространенность, осложненность; для связанных сочинительной связью: составность, полнота, распространенность, осложненность). Затем производится разбор по членам предложения, с указанием для подлежащего морфологического выражения, также надо указать тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), тип определения (согласованное / несогласованное), тип дополнения (прямое / косвенное), тип обстоятельства (места, времени, образа действия, цели, условия, причины, уступки).


Выполненные 10 заданий оцениваются максимально 5 баллами каждое. Следовательно, абитуриент может набрать от 0 до 50 баллов.

Задание. Часть 2

На основе предложенного в билете текста абитуриент должен написать мини-сочинение. В нем экзаменуемый формулирует затронутую писателем проблему, анализирует ее актуальность, глубину и справедливость выводов автора текста, высказывает свое отношение к этой проблеме, а также оценивает уровень языкового мастерства (использованные средства языковой выразительности), продемонстрированный писателем в предложенном тексте.

Минимальный объем сочинения – 150 слов. При его оценке учитывается грамотность абитуриента и его умение строить связный текст.

Сочинение оценивается в 0-50 баллов.


Максимально возможное количество баллов за экзамен – 100.


^ Образцы билетов,

предложенных абитуриентам Томского государственного университета

в 2011-2012 гг.

Образец билета 1


(1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. (2) В сумерки луга похожи на море как в море садится солнце в травы и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки так же как в море над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

(3) В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (4) Его зовут Прорвой. (5) Каждую осень я провожу на Прорве в палатке (по)мног… суток. (6) Я приезжаю туда на лодке. (7) Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички, рыболовные принадлежности и, самое главное, банка с червяками.

(8) На Прорве у меня есть уже свои любимые места. (9) Одно из них – это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

(10) Там я разбиваю палатку. (11) Но прежде всего я таскаю сено. (12) Да, сознаюсь, я таскаю его из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытнейший глаз старика-колхозника не заметит в стогу никакого из…яна. (13) Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. (14) Потом, когда уезжаю, я отношу его обратно.

(15) Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. (16) Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

(17) Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. (18) Вечером я заж…гаю его и даже читаю в палатке, но обыкновенно недолго. (19) На Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начинает кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начинает разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. (20) И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине. (21) Она появляется как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

(22) Шатры черных ив нависают над головой. (23) Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. (24) Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались «сенью». (25) Под сенью ив… (26) И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово «(пол)ночь», которое в городе звучит как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. (27) Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, – все это (пол)ночь. (28) Где-то далеко сторож бьет на сельской колокольне двенадцать ударов. (29) Изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход. (30) И снова темная тишина.

(31) С каждым часом ночь холодеет. (32) К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, а трава седеет от первого утренника.

(33) К этому времени, проведенному на Прорве, полностью относятся слова Аксакова: «(34) Улягутся мнимые страсти, утихнут ложные бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся (не)сбыточные надежды. (35) Природа вступит в вечные права свои. (36) Вместе с благовонным, свободным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».

(По К.Г.Паустовскому)


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Предложения полностью переписывать не следует.

2. Расставьте знаки препинания в предложении 2.

3. Определите частеречную принадлежность слов: похожи (2), свои (8), заросшими (9), настороженной (20), первого (32).

4. Укажите морфемную структуру слов: топор (7), оглушительно (19), назывались (24), покрытые (32), безмятежность (36).

5. Назовите способ образования слов: рыболовные (7), поворот (9), созвездие (26), приобретает (26), чуть-чуть (32).

6. Из предложений 16-17 выпишите все слова, где не совпадает количество звуков и букв.

7. Найдите синонимы к словам: поясом (1), крутой (9), разбиваю (10), владетель (21), настоящий (26).

8. Выпишите все словосочетания из предложений 8 и 29.

9. Определите тип односоставных предложений 4 и 23.

10. Сделайте полный синтаксический разбор предложения 24.

11. Напишите сочинение по предложенному тексту. Требуемый объем – не менее 150 слов. Выразите в нем свое понимание предложенного отрывка, определите позицию автора. Обоснуйте свою точку зрения. Отметьте характерные для текста средства языковой выразительности (2-3 средства), определите их роль, приведите примеры.


^ Образец ответа


1. По_многу, изъяна, зажигаю, полночь, несбыточные.

2. В сумерки луга похожи на море: как в море, садится солнце в травы и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки, так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.


3. Похожи (2) прилагательное;

свои (8) местоимение;

заросшими (9) причастие;

настороженной (20) прилагательное;

первого (32) числительное.


4. Топор- (7);

о-глуш-и-тель-н-о (19);

на-зыв-а-л-и-сь (24);

по-кры-т-ые (32);

без-мятеж-н-ость- (36).


5. Рыболовные (7)  рыболов суффиксальный;

поворот (9)  поворачивать ноль-суффиксальный;

созвездие (26)  звезда приставочно-суффиксальный;

приобретает (26)  обретает приставочный;

чуть-чуть (32)  чуть сложение слов.


6. Её, окопать, фонарь, летучая, мышь.


7. Поясом (1) полосой;

крутой (8) резкий;

разбиваю (10) ставлю;

владетель (21) хозяин;

настоящий (26) подлинный

(возможны другие синонимы).


8. Свои места, любимые места, есть у меня, есть на Прорве (8);

буксирный пароход, закричит изредка, закричит на Оке, закричит заспанным голосом, заспанным голосом (29).


9. Глагольное неопределенно-личное (4);


глагольное обобщенно-личное (23).


10. Очевидно (не является членом предложения и не подчеркивается), такие (согласованное определение) шатры (существительное) в прежние (согласованное определение) времена (обстоятельство времени) назывались «сенью» (составное именное сказуемое).

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено вводным словом.


Образец билета 2


(1) Младенчество, ребячество, детство, отрочество, юность, молодость, возмужалость, взрослость, зрелость, возраст средний, почтенный, преклонный, старость, дряхлость – какое множество верстовых столбов!

(2) В живой природе есть существа без юности и с длительной, непонятной для нас юностью. (3) Есть отряды крылатых, которые, едва освободившись от кокона, уже делаются совершенными взрослыми особями и летят скорее полюбить и погибнуть. (4) Есть мотыли детство и юность которых длится семнадцать лет в земле в форме личинки а жизнь взрослая окрыленная меньше недели. (5) Есть человеческие дети со старой душой, и есть старцы, доносящие до гроба, не расплескав, кубок молодых чувств, испитый до дна и все-таки полный.

(6) Я буду писать здесь о юности, о рожден… сознания. (7) Кто-то придумал и сказал, что юность – счастливейшая пора жизни, попугаи повторили, и понятие вошло аксиомой в наши представления. (8) Юность – переход из богатейшего, цельного детского мира в угрожающую пустоту, которую очень немногим удается оправдать и заполнить. (9) Юность – пора болезней роста и тела, и сознания. (10) Юношеское тело уродливо, этот возраст обнаруживает явно близость нашего родства с обезьяной. (11) Не ребенок и не взрослый, несчастный объект непонимания родителей и покушения педагогов. (12) Сказки оказались вздором, внешний мир перестал стесняться показывать свою грязь. (13) Матери и сестры оказываются женщинами. (14) Отцы подозрительны из-за глупости и рабских привычек. (15) И наряду с этими страшными разоблачениями – органическая жажда жизни и тяга к познанию.

(16) Чтобы пережить и перетерпеть эту ломку, нужна взаимопомощь. (17) В пятнадцать лет – мой первый роман. (18) Неуклюже сталкиваются руки, пальцы жмут пальцы с боязливой осторожностью, и в долгих прогулках (зимой ноги превращаются в ледышки) мы говорим обо всем, кроме любви. (19) Но, расставаясь, обмениваемся записками, сложенными в комочек, где сказано все. (20) И как сказано! (21) С какой глубиной чувств, с каким обн…жением души, непременно страдающей, непонятой, неудовлетворенной! (22) Затем новая встреча, рукопожатие, разговор о пустяках, нравится ли вам Достоевский. (23) Я сдал учителю сочинение на тему о русской женщине по Пушкину и Лермонтову. (24) Пятерку, кроме меня, получил только Володя Ширяев. (25) Из гимназии мы возвращались вместе с ним, разговаривая просто и серьезно, как люди, способные друг друга понимать, и условились дважды в неделю читать вместе, начав с Шекспира. (26) Мучительно стараюсь пр…помнить теперь: почему с Шекспира, ну почему именно с Шекспира? (27) Одним словом, с Шекспира. (28) Шекспир здорово пишет!

(29) Вообще мы читали – вдвоем и (по)одиночке – катастрофически много. (30) В последний гимназический год мы читали Толстого – и все раньше нами прочита…ое отошло на задний план. (31) Я был раз и навсегда побежден и поставлен на колени. (32) Впечатления юности остались в дорожном узелке, расстаться с ними я не могу и не хочу. (33) Сверток моей юности не тронут и нетленен – его не нашли и не тронули даже при обысках. (34) Все-таки совсем без богов жить невозможно, без чудес скучно. (35) В юности Толстой был для меня величайшим открытием: великий, несчастный, несуразный, каменная глыба, мужик и барин, поэт и корявый проповедник, брюзга и неустанный искатель истины.

(По М.Осоргину)


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Предложения полностью переписывать не следует.

2. Расставьте знаки препинания в предложении 4.

3. Определите частеречную принадлежность слов: семнадцать (4), первый (17), пятерку (24), дважды (25), вдвоем (29).

4. Укажите морфемную структуру слов: возмужалость (1), освободившись (3), придумал (7), счастливейшая (7), невозможно (34).

5. Назовите способ образования слов: крылатых (3), переход (8), оправдать (8), стесняться (12), несчастный (35).

6. Из предложения 32 выпишите все слова, где не совпадает количество звуков и букв.

7. Найдите синонимы к словам: не расплескав (5), обнаруживает (10), вздором (12), неуклюже (18), брюзга (35).

8. Из предложений 22-28 выпишите обособленное определение.

9. Выпишите все словосочетания из предложения 10 и определите тип синтаксической связи в них.

10. Определите тип односоставных предложений 11 и 20.

11. Напишите сочинение по предложенному тексту. Требуемый объем – не менее 150 слов. Выразите в нем свое понимание предложенного отрывка, определите позицию автора. Обоснуйте свою точку зрения. Отметьте характерные для текста средства языковой выразительности (2-3 средства), определите их роль, приведите примеры.


^ Образец ответа


1. Рождении (рожденье), обнажением, припомнить, поодиночке, прочитанное.

2. Есть мотыли, детство и юность которых длится семнадцать лет в земле в форме личинки, а жизнь взрослая, окрыленная, меньше недели.

Вариант: Есть мотыли, детство и юность которых длится семнадцать лет в земле в форме личинки, а жизнь взрослая, окрыленная, – меньше недели.

3. Семнадцать (4) количественное числительное;

первый (17) порядковое числительное;

пятерку (24) существительное;

дважды (25) наречие;

вдвоем (29) наречие.

4. Воз-муж-а-л-ость- (1);

о-свобод-и-вши-сь (3);

при-дум-а-л- (7);

счаст-лив-ейш-ая (7);

не-воз-мож-н-о (34).

5. Крылатых (3)  крылатый переход в существительные (или конверсия, или морфолого-синтаксический способ);

переход (8)  переходить ноль-суффиксальный;

оправдать (8)  правда приставочно-суффиксальный;

стесняться (12)  стеснять постфиксальный;

несчастный (35)  счастье приставочно-суффиксальный.

6. Впечатления, юности, остались, расстаться, я.

7. Не расплескав (5) не разлив;

обнаруживает (10) проявляет;

вздором (12) глупостью;

неуклюже (18) неловко;

брюзга (35) ворчун

(возможны другие синонимы).

8. Способные друг друга понимать.

9. Юношеское тело (согласование), этот возраст (согласование), обнаруживает явно (примыкание), обнаруживает близость (управление), близость родства (управление), нашего родства (согласование), родства с обезьяной (управление).

10. Именное бытийное (именное номинативное) (11);

глагольное безличное (20).


Образец билета 3

(1) Одна из самых больших ценностей жизни – поездка по своей стране и по чужим странам. (…)

(2) Когда доведется бывать в новом городе и смотреть в нем на знаменитые произведения и…ку…тва или на пейзажи не поддавайтесь тому о чем вам «прожужжали уши». (3) Цените свое но цените искренне не стараясь противоречить общему мнению во что(бы)(то)(ни)стало что часто встречается у обостренно самолюбивых людей. (…)

(4) Я старый петербуржец-ленинградец. (5) Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители. (6) С XVIII века предки мои жили в Петербурге. (7) Мне с детства внушали, как красива Нева: как величав центр Невы, как торжественен на Неве ход ладожского льда, какую пышность придает городу игла Петропавловской крепости, как красив традиционный полуденный, ровно в двенадцать часов, выстрел из крепостной пушки.

(8) Центр Невы в самом ее широком месте красив – спору нет. (9) Но почему-то этот центр нав…вает на меня тоску. (10) Это одно из самых печальных и тоскливых мест, которые я видел в своем городе, особенно когда от Зимней канавки смотришь на Петропавловскую крепость. (11) Сердце сжимается тоской… (12) Может быть, я с детства слышал об узниках Петропавловской крепости, и особенное впечатление на меня произвела в детстве ужасная легенда о княжне Таракановой, затопле…ой в своей камере ворвавшимся наводнением? (13) Не знаю. (14) И красивейший в мире весенний ледоход ассоциируется во мне с темой бренности всего существующего.

(15) А как хороши в Ленинграде более приватные места – особенно каналы! (16) Что может быть красивее удивительных уголков, открывающихся, когда гуляешь по Мойке (например, у последней квартиры Пушкина), по каналу Грибоедова, по Фонтанке? (17) Каналы вносят оживление и беспорядок в казенную бездушную геометрию улиц, и не случайно Достоевский сделал эти улицы местом действия романа «Преступление и наказание». (18) Рассуждения Раскольникова мнимо упорядочивают жизнь, а она на самом деле течет по своим законам. (19) Вода в канале течет, как течет жизнь. (20) Канал, или «канава», как говорит Достоевский, «размыл» строгую и жестко казенную планировку улиц… (21) А в Москве пройдите весь старый Арбат, Сивцев Вражек…

(22) Города наводят на размышления: Орел в той его части, где происходило действие «Дворянского гнезда» Тургенева, или замечательные бульвары по берегам волжских городов – Ульяновска, Ярославля, Костромы, да и многих других. (23) Разве не заставляют они нас думать с Островским, Горьким, Гончаровым?

(24) Одни города дóроги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными, бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквушками. (25) Но многое их объединяет. (26) Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. (27) Город виден издалека и втянут в движение реки. (28) Это традиция Древней Руси – Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском. (29) Красив город на берегу в вечном движении. (30) Он «проплывает» мимо реки. (31) И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов, освоенных ее землепашцами.

(32) Путешествие многое нам открывает, о многом заставляет думать, мечтать. (33) Не упускайте случая находить интересное даже там, где кажется неинтересно. (34) На земле нет скучных мест, есть только (не)интересующиеся ничем, внутренне скучные люди. (35) Стоит это помнить.

(По Д.С.Лихачеву)


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Предложения полностью переписывать не следует.

2. Расставьте знаки препинания в предложениях 2-3.

3. Определите частеречную принадлежность слов: двенадцать (7), всего (14), а (15), дороги (24), интересное (33).

4. Укажите морфемную структуру слов: стараясь (3), центр (7), ворвавшимся (12), мнимо (18), расположение (26).

5. Назовите способ образования слов: прародители (5), почему-то (9), бездушную (17), землепашцами (31), внутренне (34).

6. Из предложения 10 выпишите все слова, где не совпадает количество звуков и букв.

7. Сформулируйте значение метафор «прожужжали уши» (2), «размыл» (20).

8. Выпишите обособленное определение из предложения 12.

9. Определите тип односоставных предложений 13 и 35.

10. Сделайте полный синтаксический разбор предложения 23.

11. Напишите сочинение по предложенному тексту. Требуемый объем – не менее 150 слов. Выразите в нем свое понимание предложенного отрывка, определите позицию автора. Обоснуйте свою точку зрения. Отметьте характерные для текста средства языковой выразительности (2-3 средства), определите их роль, приведите примеры.


^ Образец ответа

1. Искусства, что бы то ни стало, навевает, затопленной, не интересующиеся.

2. Когда доведется бывать в новом городе и смотреть в нем на знаменитые произведения искусства или на пейзажи, не поддавайтесь тому, о чем вам «прожужжали уши». Цените свое, но цените искренне, не стараясь противоречить общему мнению во что бы то ни стало, что часто встречается у обостренно самолюбивых людей.

3. Двенадцать (7) числительное;

всего (14) местоимение;

а (15) союз;

дороги (24) прилагательное;

интересное (33) существительное.

4. Стар-а-я-сь (3);

центр- (7);

во-рв-а-вш-им-ся (12);

мним-о (18);

рас-по-лож-ениj-е (26).

5. Прародители (5)  родители приставочный;

почему-то (9)  почему суффиксальный;

бездушную (17)  душа приставочно-суффиксальный;

землепашцами (31)  земля, пахать сложно-суффиксальный;

внутренне (34)  внутренний суффиксальный.

6. Печальных, которые, я, своем, (особенно), смотришь, Петропавловскую, крепость.

7. ‘надоели постоянными повторениями’ (2);

разрушил’ (20)

(возможны и другие формулировки).

8. Затопленной в своей камере ворвавшимся наводнением.

9. Глагольное определенно-личное (13);

глагольное безличное (35).

10. Разве (частица) не заставляют (простое глагольное сказуемое) они (местоимение) нас (прямое дополнение) думать (инфинитивное дополнение) с Островским (косвенное дополнение), Горьким (косвенное дополнение), Гончаровым (косвенное дополнение)? (Вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными членами).

Образец билета 4


(1) К двенадцати годам я уже был страстным читателем и удивительно рано – и на всю жизнь – поддался волшебству красок и линий, безжалостно прогуливая школу ради Музея западной живописи, Музея изящных и…ку…тв и Третьяковки. (2) Но музыку я не любил.

(3) Почему же именно на Лемешеве произошел этот психологический сдвиг, почему именно им была разбужена глухая душа? (4) Ведь меня и до него родные таскали в оперу, но ничего, кроме скуки, я не ощущал. (5) Сейчас мне думается: я услышал голос Лемешева, очарованный его обликом, потому что откликнулся на его красоту, ценить которую меня уже научила живопись.

(6) Только на полотнах старых мастеров я видел лица такой красоты и благородства. (7) А прибавьте к этому изящество движений, аристократизм в каждом жесте. (8) Откуда у крестьянского сына, выходца из деревенской тверской глуши, такая изысканность, тонкость повадки, соч…тавшей свободу со сдержанностью? (9) Поистине человек из народа, Лемешев, когда требовалось, без малейшего насилия над собой становился аристократом. (10) Это коренилось в редкой восприимчивости его богато одаренной натуры.

(11) Я действительно сначала увидел внешний образ – картину, и, как ни странно, зрелище отверзло мне слух. (12) И этот слух уловил прежде всего необыкновенную окраску голоса певца – тот единственный в мире (Л,л)емешевский тембр, позволяющий мгновенно узнать его по едва слышной, замирающей (в)дали ноте. (13) Вот на какой волне внесло меня в музыку. (…)

(14) Когда Лемешев пришел в Большой театр, там царил Иван Семенович Козловский. (15) Разница в годах была невелика, но Козловский много раньше был принят в Большой и завоевал уже широчайшую славу и восхищение. (16) Они оказались очень несхожими во всем, эти два замечательных тенора, десятилетия соперничавших в борьбе за сердца поклонников. (17) Вся Москва да что там Москва страна поделилась на тех кто ставил на первое место Козловского и тех кто больше любил Лемешева. (18) Своенравный Козловский, обладатель большого голоса, который он умел тщательно беречь, и великолепно поставленного дыхания, похоже, не стремился к созданию сценического образа. (19) Он всегда оставался Иваном Семеновичем Козловским – голос был божественен сам по себе, и артист не слишком заботился о дра…атической характеристике персонажа. (20) А мягкая натура Лемешева и большой актерский дар позволяли ему легко перевоплощаться в самых разных героев: от романтического Дубровского до смешного поповича Афанасия Ивановича из «Сорочинской ярмарки». (21) Он любил и умел играть.

(22) От оперы Лемешев повел меня к романсу и песне. (23) Если живопись помогла мне проникнуть в красочный мир оперы, то к романсу я, верно, пришел от литературы, с юности завладевавшей мной все сильнее. (24) И все равно не случайно в страну романса меня должен был ввести Лемешев. (25) Он не только прекрасно их пел, но он всегда всей глубью души знал, о чем поет, каждое слово было напоено смыслом, каждая нота – переживанием.

(26) Сергей Яковлевич Лемешев прожил непростую, бурную, с трагическими перепадами, но в общем-то прекрасную жизнь, а на закате у него оказались замечательные друзья, готовые за него в огонь и в воду, помогавшие ему в работе для радио и телевидения. (27) С годами его голос, конечно, устал и вместе с тем обогатился новой интонацией доброй, снисходительной мудрости.

(По Ю.Нагибину)


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Предложения полностью переписывать не следует.

2. Расставьте знаки препинания в предложении 17.

3. Определите частеречную принадлежность слов: разбужена (3), каждом (7), едва (12), два (16), для (26).

4. Укажите морфемную структуру слов: прогуливая (1), голос (5), мгновенно (12), поделилась (17), своенравный (18).

5. Назовите способ образования слов: удивительно (1), родные (4), глуши (8), поистине (9), перевоплощаться (20).

6. Из предложения 23 выпишите все слова, где не совпадает количество звуков и букв.

7. Найдите синонимы к словам: отверзло (11), замирающей (12), соперничавших (16), персонажа (19), верно (23).

8. Выпишите из 16 и 17 все словосочетания со связью примыкание.

9. Определите тип придаточных в предложениях 14, 18 и 25.

10. Сделайте полный синтаксический разбор предложения 6.

11. Напишите сочинение по предложенному тексту. Требуемый объем – не менее 150 слов. Выразите в нем свое понимание предложенного отрывка, определите позицию автора. Обоснуйте свою точку зрения. Отметьте характерные для текста средства языковой выразительности (2-3 средства), определите их роль, приведите примеры.


^ Образец ответа


1. Искусств, сочетавшей, лемешевский, вдали, драматической.

2. Вся Москва, да что там Москвастрана поделилась на тех, кто ставил на первое место Козловского, и тех, кто больше любил Лемешева.

3. Разбужена (3) причастие;

каждом (7) местоимение;

едва (12) наречие;

два (16) числительное;

для (26) предлог.

4. Про-гул-ива-я (1);

голос- (5);

мгновен-н-о (12);

по-дел-и-л-а-сь (17);

своj-е-нрав-н-ый (18).

5. Удивительно (1)  удивительный суффиксальный;

родные (4)  родные переход в существительное (или конверсия, или морфолого-синтаксический способ);

глуши (8)  глухой ноль-суффиксальный;

поистине (9)  истина приставочно-суффиксальный;

перевоплощаться (20)  воплощаться приставочный.

6. Если, живопись, проникнуть, я, юности.

7. Отверзло (11) открыло;

замирающей (12) затихающей;

соперничавших (16) боровшихся;

персонажа (19) героя;

верно (22) видимо

(возможны и другие синонимы).

8. Очень несхожими, больше любил.

9. Обстоятельственное времени (14);

определительное (18);

изъяснительное (25).

10. Только на полотнах (обстоятельство места) старых (согласованное определение) мастеров (несогласованное определение) я (подлежащее, выражено местоимением) видел (простое глагольное сказуемое) лица (прямое дополнение) такой (согласованное определение) красоты (несогласованное определение) и благородства (несогласованное определение). (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными).


Ниже приведены два мини-сочинения, написанных абитуриентами по предложенным для анализа текстам. Они не являются самыми лучшими работами, но вполне соответствуют критериям.

^ По тексту Г.К.Паустовского


К.Г.Паустовский – известный писатель. Он создал разные произведения – романы и небольшие рассказы, но их трудно спутать с произведениями других авторов.

В этом отрывке писатель смотрит на старое русло Оки «глазами души». Тайная жизнь природы и внутренняя жизнь человека – главная тема текста. Ока, луга, похожие на море, ночные леса – это не только часть родины, но и часть души писателя. В одиночестве посреди столетних ив он «начал понимать значение старых слов», они «приобрели настоящий смысл». Поэтому-то, я думаю, К.Г.Паустовский приезжал сюда каждую осень, он хотел узнать о себе и о родине еще больше.

Мне кажется, что чувство родины и возникает у человека через приобщение к любимым местам. Для К.Г.Паустовского это Прорва – старое речное русло. Ночью на ее берегах он понял, что природа может жить своей жизнью и одновременно откликаться на человеческие переживания. Может быть, это главное открытие для человека.

Умение видеть и слышать природу сближает произведение К.Г.Паустовского с книгами великих русских писателей XIX в. И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. А писатели XX века, наверное, учились этому уже у самого К.Г.Паустовского.

В этом отрывке автор использует прием градации, когда происходит нарастание смысла от начала к концу текста. Описание пейзажей и рассказ о незамысловатой жизни в палатке на берегу Прорвы заканчивается цитатой из произведения Аксакова. Слова Аксакова объясняют величие природы и ее подлинный смысл для человека. «Мнимые страсти» и «ложные бури» мешают человеку, а природа способна их победить. И тогда каждый может стать лучше, добрее, к нему придут «безмятежность мысли, кротость чувства и снисхождение к другим и даже к самому себе». Мне кажется, что сам К.Г.Паустовский получил этот дар природы, и я даже немного завидую ему.


^ По тексту Д.С.Лихачева


Отрывок из произведения Д.С.Лихачева посвящен встрече человека с русской культурой. Автор хочет, чтобы у каждого сложилось свое, собственное отношение и к памятникам архитектуры, и к истории страны, и к природе. Умение «ценить свое» в увиденном – это способ стать личностью, а не частью толпы.

В этом произведении Д.С.Лихачев описывает свой родной город – Петербург. Этот прекрасный город описывали столько раз! Все знают, что в нем есть знаменитые достопримечательности: центр Невы и Петропавловская крепость, в которой в полдень стреляет пушка. А автор говорит о том, что любит совсем другие места – каналы. Они вносят «оживление и беспорядок в казенную бездушную геометрию улиц». Здесь он вспоминает сюжет романа Достоевского.

Каждый город «наводит на размышления», потому что у него есть свое лицо. Я думаю, что наша родина может гордиться любым своим уголком: в Томске и Вологде есть деревянная резьба, в Костроме и Ярославле – набережные и бульвары. Я хочу согласиться с Д.С.Лихачевым, он совершенно прав: нет на земле неинтересных мест. А еще он говорит нам, что надо воспитывать умение видеть интересное, нельзя поддаваться скуке.

В этом тексте автор использует разные средства языковой выразительности: это метафоры (город «проплывает» мимо реки, канал «размыл» планировку), ряды однородных членов, интересные эпитеты («торжественный ход льда», «ужасная легенда»). Отрывок построен так, что от собственных впечатлений о тоскливой Петропавловской крепости и «приватных местах» своего родного города Д.С.Лихачев перешел к рассуждениям, как строили в Древней Руси, от которой пошли три современных государства. Но мне больше всего понравилось, как связаны в этом тексте русские города и русские книги. Ведь герои Тургенева, Островского, Горького, Гончарова, которых мы знаем иногда с детства, ходили тем по улицам, где можешь пройти и ты!

Мне кажется, что для Д.С.Лихачева культура – это главный способ понимания себя и своей страны.





Похожие:

Пособие по русскому языку iconО проведении единого государственного экзамена по русскому языку в дополнительный
Егэ – выпускников текущего года, получивших на государственной (итоговой) аттестации в форме егэ неудовлетворительный результат по...
Пособие по русскому языку iconТаблицы по русскому языку Пособие для обучающихся

Пособие по русскому языку iconПрограмма по русскому языку для поступающих в Томский Государственный университет Томск 2011
Программа по русскому языку составлена на основе примерной программы, разработанной Министерством образования РФ
Пособие по русскому языку icon1 экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений
В эксперименте 2005 года экзаменационная работа по русскому языку представлена двумя моделями – Модель 1 и Модель 2
Пособие по русскому языку iconЛекции по русскому языку, литературе и истории: с 01. 12. 11 по 10. 12. 11
Обзорные лекции по русскому языку, литературе и истории: с 01. 12. 11 по 10. 12. 11 Государственная аттестация по русскому языку:...
Пособие по русскому языку iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году
Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 5-6-х, 7-9-х, 10-х и 11-х классов
Пособие по русскому языку iconАбитуриентам – гражданам стран СНГ и Дальнего зарубежья
Иностранным гражданам, поступающим в высшие учебные заведения России на коммерческой основе, предоставляется возможность сдавать...
Пособие по русскому языку iconПрограмма по русскому языку 1 -4 класс
Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения...
Пособие по русскому языку iconСредний балл 2013 год
Приняли участие в обязательном экзамене по русскому языку 2924 выпускника. По итогам основного этапа показали средний балл по русскому...
Пособие по русскому языку iconО проведении единого государственного
Провести единый государственный экзамен (далее – егэ) по русскому языку для участников егэ – выпускников текущего года, получивших...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов