Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска icon

Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска



НазваниеДолгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска
Дата конвертации24.05.2013
Размер106.02 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Опыт 2006/Дмитриева Ирина Павловна.doc
2. /Опыт 2006/Долгих Зоя Якимовна.doc
3. /Опыт 2006/Костюкова Светлана Леонидовна.doc
4. /Опыт 2006/Парамонова Ольга Михайловна.doc
5. /Опыт 2006/Поленичко Валентина Борисовна.doc
6. /Опыт 2006/Суворова Ирина Михайловна.doc
7. /Опыт 2006/Федотова Наталья Юрьевна.doc
8. /Опыт 2006/Шишова Татьяна Александровна.doc
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска
Программа для классов различных профилей «Задания проекты и задачи с решениями на языке лого» (для 6 8 классов)
Парамонова Ольга Михайловна, учитель начальных классов моу «сош №48»
Поленичко Валентина Борисовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №37»
Суворова Ирина Михайловна, учитель мхк моу «Державинский лицей» г. Петрозаводска
Федотова Наталья Юрьевна, учитель биологии
Шишова Татьяна Александровна, учитель биологии





Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей № 40» г. Петрозаводска

185001, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, д. 1.

Раб. тел.: (8142)741840

E-mail: licei40@sampo.ru

Инновационный педагогический опыт «Формирование правовой компетентности обучающихся старших классов»

Правовая компетентность школьников – это ключевая компетентность, универсальное средство видеть и осознавать ситуации с точки зрения правовых норм и поступать в соответствии с этими нормами, выполняя различные социальные роли в сфере общественной деятельности

Организация внеурочной деятельности строится на основе социального проектирования и социальной практики. В результате реализации долговременного социального проекта создана ученическая правовая служба, работает свободный дискуссионный клуб молодежи «Мнение».

Описание опыта:

Важная задача модернизации образования – формирование социально адаптированной личности. Учебному предмету «Право» в решении этой задачи принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки и областью практической деятельности, право представляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Использование в обучении соответствующего правового материала, инновационных форм организации процесса обучения и воспитания создает наиболее оптимальные условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи и формированием критического мышления.

Правовая компетентность школьников – это ключевая компетентность, универсальное средство видеть и осознавать ситуации с точки зрения правовых норм и поступать в соответствии с этими нормами, выполняя различные социальные роли в сфере общественной деятельности. Инновационные технологии интерактивного и проблемного обучения, дебаты, дискуссии, учебно-исследовательская деятельность создают возможность обучающимся занимать активную позицию в учебном процессе, стимулируют поиск решения проблем, обогащают личностный опыт.

Организация внеурочной деятельности строится на основе социального проектирования и социальной практики. В результате реализации долговременного социального проекта «Правовая служба лицея» создана ученическая правовая служба, задачами которой являются ликвидация правовой безграмотности школьников, обеспечение защиты прав школьников, создание правового пространства в лицее. Основные направления деятельности: правовая помощь, ликбез по праву, правотворчество, сотрудничество со школьной газетой, работа в социальном пространстве школы. В результате деятельности правовой службы формируется правовое пространство образовательного учреждения, формируется механизм защиты прав обучающихся, активная гражданская позиция школьников.

В течение 10 лет в лицее работает свободный дискуссионный клуб молодежи «Мнение». Основная деятельность клуба связана с подготовкой и проведением открытых дискуссий по социально значимым проблемам.

Разработка и реализация проектов «Открытый дискуссионный клуб старшеклассников», «Ученическая правовая служба» способствовали решению задач формирования правовой культуры и правовой компетентности старшеклассников. Снизилось количество конфликтов, формируется позитивный опыт взаимодействия в коллективе, в правовом пространстве школы, социума. Повысилась мотивация к изучению права. Увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в олимпиадах по праву, в научно-исследовательских коференциях. Среди учеников Долгих З.Е. есть победители республиканских олимпиад по праву, лауреаты республиканских конференций «Шаг в будущее».

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте:

Долгих З.Е. Общественно-дискуссионный школьный клуб как средство формирования гражданской компетентности школьников // Педагогический вестник Карелии, № 2, 2004. Издание Государственного образовательного учреждения Республики Карелия дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт повышения квалификации работников образования»

Долгих З.Е. Введение в современные социальные проблемы. Программа элективного курса для учащихся 10 класса // Педагогический вестник Карелии, № 1, 2007.

Долгих З.Е. Формирование правовой компетентности учащихся старших классов // Педагогический вестник, № 3, 2007.

Формирование правовой компетентности

учащихся старших классов


Важная цель модернизации содержания образования - формирование социально адаптированной личности. Для решения этой задачи образовательному учреждению необходимо включить в содержание образования четыре структурных элемента:

  • опыт познавательной деятельности (знания),

  • опыт осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу),

  • опыт творческой деятельности (умение применять эффективные решения в проблемных ситуациях),

  • опыт осуществления эмоционально ценностных отношений (личностная ориентация).

С помощью освоения этих структурных элементов у учащихся формируются способности осуществлять сложные культуросообразные виды действия, которые в современной педагогической литературе часто называют компетентностями. Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности право представляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиций и действий человека, являющегося их субъектом, создаёт условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос: «Кто я, чего я хочу?». Правовое регулирование охватывает все сферы жизни общества. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д.

Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию представления о себе. Работа с правовым содержанием создаёт условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи. Способность проецировать норму на соответствующую ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - совершенно уникальная возможность, возникшая именно в сфере права, и базирующаяся на особом типе мышления - критическом мышлении. Мышление формируется внутри практических действий. Критическое мышление обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором.

Правовая компетентность в старшей школе формируется поэтапно:

I этап - информационно-познавательный;

II этап - ценностно-ориентированный;

III этап - регулятивно-поведенческий;

IV этап - коммуникативный.

На каждом этапе перед учителем стоят различные цели:

на I этапе - дать знание о праве,

на II этапе - сформировать правомерное поведение,

на III этапе - привить готовность следовать правовым нормам в повседневной жизни,

на IV этапе - осуществление конструктивного взаимодействия учащихся с другими членами общества на основе правовых норм при выполнении различных общественных ролей.

Для формирования правовой компетентности учащихся используются различные педагогические технологии, которые в современной педагогике подразделяются на два типа: традиционные (учитель передаёт учащимся знания, формирует умение и навыки, опираясь на изложение правового материала и его воспроизведения учащимся, носит репродуктивный характер) и инновационные, которые создают для учащихся возможность занимать активную позицию (т.е. инициативную позицию) в учебном процессе, стимулирует поиск учащимися решения проблем, обогащают их личностный опыт.

Именно инновационные технологии в изучении права дают возможность формировать правовую компетентность.

Технология проблемного обучения.

Тема курса «Правоотношение».

Формулируется проблема:

человек купил в магазине дорогую посуду, а при выходе из магазина на крыльце из-за ледяного нароста поскользнулся и разбил посуду. Он решил вернуться и заменить разбитую посуду или потребовать возвращения денег, потраченных на посуду.

Есть ли в этой ситуации правоотношения?

Учащиеся решают эту проблему (в группах или индивидуально), предлагая свои решения с аргументацией. Затем устанавливается главная особенность правоотношения: правоотношения - это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение, которое возникает между субъектами. Нет нормы права в общественных отношениях, нет и правоотношения, и наоборот.

Проблема может решаться и в виде «мозгового штурма»

Проблема: Как снизить уровень преступности?

10-15 минут даётся для предложений.

Все предложения записываются на общий лист ватмана или классной доске, затем объединяются сходные понятия, затем идёт ранжирование в порядке приоритета предложений (можно использовать голосование). В результате использования «мозгового


штурма» называются самые эффективные способы снижения уровня преступности.

Технология «Дебаты».

Дебаты могут быть с успехом адаптированы к требованиям школьного урока (лучше сдвоенного), выступая и как его элемент, и как форма организации. Участники высказывают свои мысли ёмко, лаконично, укладываясь в строго лимитированное время. Одна команда защищает тему дебатов и называется утверждающей, другая опровергает эту тему и называется опровергающей, в команде по три спикера, которые строго определяют условия выступлений, есть тайм-спикер, который следит за регламентом, судьи, которые, каждый индивидуально ведут свой судейский протокол, и эксперты, которые обобщают дебаты и выносят компромиссное решение. Тема для дебатов должна быть хорошо сформулирована, ясна для понимания и воспринимается однозначно всеми участниками. Например, тема дебатов «При выборах в Государственную Думу РФ следующего созыва будет использована только пропорциональная избирательная система». Эта тема заставляет проникнуть в суть двух избирательных систем: пропорциональной и мажоритарной, на основе которых сформирована нынешняя Государственная Дума, задуматься, почему пропорциональной избирательной системе было отдано предпочтение нашими законодателями.

Технология дискуссий. Выбирается тема, например «Политические режимы». Заранее определяются вопросы для обсуждения:

  1. Какие бывают политические режимы?

  2. Почему в государстве складывается тот или иной режим?

  3. Какой режим может привести к процветанию государства?

  4. Как можно изменить политический режим?

  5. Какую роль играют законы для формирования того или иного политического режима?

Технология обучения как исследования.

Она предусматривает следующие шаги:

  1. Столкновение с проблемой.

  2. Сбор данных - «верификация» (подтверждение фактических сведений).

  3. Сбор данных - экспериментирование, выдвижение гипотез, проверяются причинно-следственные связи, происходит изучение фактов и их непосредственная проверка.

  4. Построение объяснения (в ходе обсуждения вырабатывается объяснение полностью соответствующее ситуации).

  5. Анализ хода исследования.

При изучении темы «Правонарушения» после характеристики этого понятия ставится проблема: «В юридической литературе существует такая точка зрения, что всякое правонарушение должно быть общественно опасным».

Учащиеся, пользуясь кодексами, собирают данные, подтверждающие или опровергающие данное утверждение, затем происходит изучение взятых учащимися статей из разных кодексов, которые характеризуют ту или иную норму, которая лежит в основе какого-то правонарушения. Выдвигаются гипотезы о его общественной опасности. Затем происходит проверка нескольких правонарушений, в основе которых лежат нарушенные правовые нормы. Проверка происходит на практических примерах из повседневной жизни. Затем учащиеся делают свои выводы и приходят к общему выводу о том, что общественная опасность является качественной характеристикой общественной вредности. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасны. Это преступления. Они составляют только часть правонарушений.

Проектная технология.

Она позволяет учащимся приобрести самостоятельность в познании и помогает им адаптироваться в жизни. Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла. Учащиеся сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют задачи и облекают результаты в определённую форму, которую затем представляют на коллективную оценку. Может присутствовать и самооценка своего проекта учащимися или группой учащихся.

Технология интерактивного обучения.

К технологии интерактивного обучения относятся ролевые и деловые игры, через которые идёт процесс переживания через конкретный опыт, осмысление полученного опыта, затем рефлексия и применение опыта на практике.

Ролевая игра предусматривает наделение каждого учащегося какой-то своей ролью, которую ему надо проиграть и найти правильное решение. Игра может быть с уже задуманными ролями и ситуацией, и надо прийти к правильному решению. А может быть задание самим придумать ситуацию с ролями и решением. А может быть, что к решению будут идти другие учащиеся, просмотрев данную ситуацию. Обычно такие задания выполняют группы.

Изучая гражданское право, группы получают задание придумать свою игру по обязательствам, а затем друг другу показывают придуманные ролевые игры, выслушивают ответы на поставленные вопросы, обсуждают их правильность.

Деловые игры моделируют реально существующий сложный механизм взаимодействия нескольких объектов.

Социальное проектирование.

Социальное проектирование является сегодня актуальным направлением развития школы, так как предполагает соединение теоретических знаний, практических знаний и умений с формированием активной жизненной позиции. Социальный проект учащихся объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления, анализа проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Социальное проектирование в правовом образовании формирует уважение к праву, воспитывает правовую культуру.

Во внеурочной деятельности учащихся по правовому образованию социальное проектирование занимает очень важное место. При подготовке социальных проектов изучается общественное мнение с помощью социологического исследовании, формируются актуальные социальные проблемы, изучаются имеющиеся ресурсы, определяется круг обязанностей, идёт сбор информации, разрабатываются собственные варианты решения проблемы.

У нас в лицее работает долговременный социальный проект «Правовая служба лицея».

Цель проекта - формирование правовой компетентности учащихся.

Задачи проекта: ликвидация правовой безграмотности учащихся, обеспечение защиты прав каждого члена коллектива, создание правового пространства в лицее.

Основными направлениями деятельности правовой службы являются: правовая помощь (правовые консультации по отраслям права, работа конфликтной комиссии и комиссии по написанию правовых документов); ликбез по праву (выявление и устранение правовой безграмотности); правотворчество (участие в работе над локальными нормативными документами); сотрудничество с лицейской газетой «Товарищ» (правовая рубрика).

Общественно-значимые результаты: создание правового пространства в лицее; ликвидация правовой безграмотности учащихся лицея; формирование механизма защиты прав учащихся лицея; формирование активной гражданской позиции и правовых компетентностей у учащихся; создание правового пространства в округе и привлечение старшеклассников школ округа к деятельности правовой службы. В

лицее работает свободный дискуссионный клуб молодёжи «Мнение». При подготовке каждой дискуссии проводится социологическое исследование в форме опросов (этим занимается группа социологических опросов), кроме того, подготовка каждой дискуссии требует обращения к законодательству, что даёт дискуссии правовую основу (этим занимается правовая группа).

В формировании у будущих граждан ключевых компетенций особое внимание уделяется социальной адаптации школьников, их включению в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции.




Похожие:

Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconДолгих Зоя Екимовна, учитель истории и обществознания
Важная цель модернизации содержания образования формирование социально адаптированной личности. Для решения этой задачи образовательному...
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconПогорелова Елена Юрьевна, учитель истории, моу лицей №58, г. Ростов-на-Дону. Культура питания: пища и напитки донских молокан доклад
Научный Погорелова Елена Юрьевна, учитель истории, моу лицей №58, г. Ростов-на-Дону
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconВанжа Людмила Николаевна, учитель английского языка, моу гимназия №36, г. Ростов-на-Дону. Проблема отношения российской молодежи к политике: политологические и социологические аспекты доклад
Научный Иванов Дмитрий Николаевич, учитель истории и обществознания моу сош №88
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconКушнарёва Валентина Валентиновна учитель истории и обществознания моу сош №6 г. Стрежевой

Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconПерекатьева Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания моу гимназии №19. Славься, страна! Мы гордимся тобой! доклад
Крот Максим Николаевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории средних веков и нового времени...
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconИсследование находок с Елизаветовского городища 2007-2009
Научный Иванов Дмитрий Николаевич, учитель истории и обществознания, моу сош №88, г. Ростов-на-Дону
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2008. Тема
Моу гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка учитель истории и обществознания Попова С. А
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconЮ. А. Жданова 2010 Доклады : Миссия ученого в полиэтническом регионе. Юрий Андреевич Жданов и Северный Кавказ. Доклад
Научный Степаненко Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №93, г. Ростова-на-Дону
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconУрок обществознания в социально-гуманитарном 10 классе учитель истории и обществознания мбоу сош №72 г. Липецка Кокорева Ольга Михайловна Тема
Цели урока: Ознакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconЦырульникова Марина Анатольевна, учитель истории, моу лицей №26, г. Шахты. Институт цензуры в современном обществе: права и политические обязанности доклад
Ретроспективный анализ отечественного уголовного законодательства об ответственности за детоубийство
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска iconВыполнила учитель истории моу сош№2 Выполнила учитель истории моу сош№2
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов