Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г icon

Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г



НазваниеУрок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г
Дата конвертации24.05.2013
Размер59.17 Kb.
ТипУрок
источник
1. /Опыт 2006/Дмитриева Ирина Павловна.doc
2. /Опыт 2006/Долгих Зоя Якимовна.doc
3. /Опыт 2006/Костюкова Светлана Леонидовна.doc
4. /Опыт 2006/Парамонова Ольга Михайловна.doc
5. /Опыт 2006/Поленичко Валентина Борисовна.doc
6. /Опыт 2006/Суворова Ирина Михайловна.doc
7. /Опыт 2006/Федотова Наталья Юрьевна.doc
8. /Опыт 2006/Шишова Татьяна Александровна.doc
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г
Долгих Зоя Якимовна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №40» г. Петрозаводска
Программа для классов различных профилей «Задания проекты и задачи с решениями на языке лого» (для 6 8 классов)
Парамонова Ольга Михайловна, учитель начальных классов моу «сош №48»
Поленичко Валентина Борисовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №37»
Суворова Ирина Михайловна, учитель мхк моу «Державинский лицей» г. Петрозаводска
Федотова Наталья Юрьевна, учитель биологии
Шишова Татьяна Александровна, учитель биологии

Дмитриева Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Медвежьегорская СОШ № 3»

186352 г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 18;

тел. (81434)24186

E-mail|: med3@onego.ru

Инновационный педагогический опыт: Эффективные технологии в преподавании русского языка и литературы.

Разработаны уроки по изучению творчества А. Варламова в старших классах

Публикации:

Система уроков по творчеству А.Н. Варламова

Урок по повести А.Н. Варламова «Гора»
(11 класс)//Педагогический вестник Карелии № 3 (18) 2007 г.//

Цель: познакомить с новым именем в современной русской литературе; обсудить нравственные проблемы повести; помочь увидеть особенности авторского стиля.

  1. Слово учителя

Открывать новые имена всегда интересно, особенно в литературе. Перед тобой словно чистый лист, который ты сам должен запомнить. На нём мы запишем имя писателя Алексея Николаевича Варламова.

Это молодой писатель (1963 г. рождения), но о нем много пишут.

Критик П. Басинский: «Проза А.Варламова – знаковое явление в современной литературе».

Варламов - автор рассказов, повестей, романов, которые печатаются на страницах литературно-художественных журналов: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Москва». Автор нескольких книг: «Дом в Остожье» (1990), «Здравствуй, князь!» (1993), «Паломники».

Повесть «Рождение» была отмечена I премией «Антибукер». В 2006 году А.Варламову присуждена премия А.И. Солженицына.

В статье, посвященной проблемам литературы «Адресат – будущее» 1996 г., А.Варламов так определил своё предназначение: «Для меня писательство есть осмысление и оправдание моей собственной жизни… Нынешняя литература, в каком бы кризисе она ни находилась, сохраняет время. Вот её предназначение, будущее – вот её адресат…» Я надеюсь, что у А.Варламова есть читатели и в настоящем.

Наша задача разгадать повесть писателя Гора» («Москва». – №12. –1996. «Роман-газета». – №19. – 1998 г.).

  1. Обсуждение повести:

  1. С каким чувством вы закрыли повесть? Поделитесь своими впечатлениями и мыслями.

  2. О чём бы вы хотели поговорить, обсуждая повесть?

  3. «А.Варламов обладает прирожденным чувством ритма, слово тянется за словом, и рассказчик из него получается отменный». (Мокроусов А. /Алексей Мокроусов //Огонек.- №14. - 1995).

Попробуем в этом убедиться. Откроем начало повести и проанализируем пейзаж, портрет героини.

  1. Характеристика героев повести (сообщения учеников)

  2. Проблемы повести:

    • Человек и его место в жизни.

«Люди потерялись, перестав ощущать в жизни ток истории, не чувствуют никаких нитей, связывающих поколения и семьи». На «детский» вопрос: «Зачем ты живешь?» - невозможно дать прямой, искренний ответ…»

    • Человек и природа.

Герои говорят об этом.

      • Анализ диалога Одоевского и Курлова.

      • Буранов в рассказе о себе: «Мне ничего не страшно»; «Если бы эта земля была моя, я бы относился к ней совсем иначе».

    • Со страниц повести перед нами встает судьба Байкала.

В. Распутин: «Байкал, Байкал… Он давно уже стал символом наших отношений с природой».

«В повести все судьбы, личности, мысли словно зависят от грозной стихии Байкала – моря».

Об этом говорит и Одоевский Кате: «Не грусти и не бери ничего в голову. Мы сидим втроем на краю света и, право, не в самом дурном месте. Пока что из этого озера можно пить чистую воду, у нас достаточно еды, мы любим друг друга, и слава Богу. А что еще человеку надо?»

Оказывается, всего перечисленного недостаточно.

    • Как автор отвечает на этот вопрос?

    • Кто ближе всех к природе в повести?

(Катя. Ее глазами мы видим окружающий мир. Катя и гуси. Катя в начале повести смотрит в воду и видит свое отражение. Чистота (Катерина) и природа как бы смотрят друг в друга, раскрывают сокровенный смысл в диалоге).

  1. Финальные страницы.

Как вы поняли последние страницы повести?

Образы – символы повести: гора, звезда, крест.


Рассказ А.Н.Варламова

«Как ловить удочкой рыбу»

(9 – 11 классы)

(«Здравствуй, князь!». М., 1993)

Цель: показать своеобразие произведения;

развивать аналитические умения;

способствовать духовному росту обучающихся.

  1. Сообщение целей и задач урока.

Слово учителя о современном писателе А.Варламове.

  1. Работа с текстом.

    1. Известный критик П. Басинский подчеркнул свое отношение к рассказам Варламова как «Мгновенное восхищение».

Что испытывали вы, читая рассказ?

    1. Чтение начала рассказа: «Как-то в отрочестве…».

Заглянем в толковый словарь. «Отрочество – это…»

Это время, когда происходит первая любовь, время радостей и разочарований. Это время взросления.

    1. Характеристика героев рассказа.

Последнее школьное лето Сергея (так зовут рассказчика). Через рассказ проходят приметы этого времени: лето, детство, Аня, купанье, походы в лес за черникой, просмотр фильмов, чай на террасе под огромным с бахромой абажуром, первые сигареты, Анина бабушка, собака Найда, крыжовенное варенье, плетеные кресла.

Аня – «предмет мечтаний», «первая любовь». Что узнаем о ней?

(Школьница-девятиклассница, спокойная, рассудительная, даже ленивая барышня в красном сарафане на тонких бретельках, нежные обожженные солнцем плечи).

Артур – студент, учится в институте, фанатично предан рыбалке. Рыбак-теоретик.

    1. С чего начинаются перемены в отношениях героев (Аня – Сергей, Сергей – Артур, Аня – Артур)?

Проследим за этими переменами.

Аня: «неуловимо изменившаяся и похорошевшая прогнала скуку с его [Артура] лица», «слушала Артура раскрыв рот», «стеснялась мозолей», в

ее глазах «странное выражение», в ее взгляде какая-то доверчивость.

Сергей: «я не слушал, что он [Артур] ей говорил», «смотрел, не отрываясь, на Аню», «ощутил странную нежность ко всей ее фигуре… и с этой нежностью я почувствовал боль».

Артур: «рассказывал про университет», «довольно откинулся, похлопал себя по чуть намечавшемуся брюшку», «гадал Ане по ладоням».

    1. Что ощутил Сергей, когда почувствовал, что влюблен?

Почему герой отправляется на рыбалку?

    1. Анализ эпизода «На карьере».

План.

      1. Подслушанный разговор.

      2. Борьба с зеркальным карпом.

      3. Дорога домой.

Победа над карпом стала победой над собой: «но я сам себя теперь не узнавал – этакого плотного мужичка в посконной рубахе с пушком на подбородке и на верхней губе».

Перемены в герое: «выступил вперед, загораживая свою спутницу», «мое самоуверенное лицо», «сказал с достоинством», «спал сном здорового подростка».

    1. Финал рассказа.

«Но, увы, наших прежних безмятежных ночей было уже не вернуть…»

Объясните эту фразу, обратившись к финалу рассказа.

Смысл названия рассказа.

    1. «Язык рассказа – «мгновенное восхищение».

    2. Итог урока. Что открыл вам А.Варламов в героях рассказа и самих себе?

Домашнее задание:

  1. Письменный анализ одного из эпизодов.

  2. Чтение других рассказов писателя («Галаша» и др.)


Материал к уроку по повести

А. Варламова «Дом в деревне»

(11 класс)

(«Новый мир». – №3. – 1997)


Для работы по тексту произведения предлагаю следующее:


По мнению критиков, «Дом в деревне» - это лучшее и самое значительное, что до сих пор написал и напечатал А.Варламов.

  1. В 1 главе повести Варламов пишет: «Мне нужен был дом в деревне как точка отсчета, чтобы создать самого себя и вырваться за те границы, которые ставило передо мною благополучное городское существование».

    • Что такое точка отсчета?

    • Что значит создать самого себя?

  2. Образ дома (гл. 2,3). Словесное рисование.

Попутно автор рисует образ другого места под названием «Сорок второй» («затхлость и спертость», «что-то ужасное должно было заставить людей побросать родовые гнезда», «Селение напоминало партизанский лагерь времен Отечественной войны», «или просто лагерь», «бараки, одинаковые дома»).

  1. «Я жил в деревне. Но как в ней жить – я не знал…» Кто стал

«вожатым» героя, помог «прижиться здесь»?

- «Деревенский мир», или «Сегодняшняя Россия»:

      • Василий Федорович Малахов (гл. 4 – 6): расскажите о нем и его судьбе; диалоги героев.

      • Надежда Николаевна Малахова: ее письма и рассказы.

      • Шура Диева.

      • Нюра Цыганова (гл. 10)

      • Тюков (гл. 11)

  1. Природа Вологодчины. Описания в повести напомнят нам «о бунинско-паустовских пейзажах» (В. Славецкий):

Коргозеро, озеро Воже, Чунозеро, рыбалка, заготовка грибов и ягод.

  1. Финал повести. «Год от года жизнь там становится хуже и хуже».

  2. Герой – повествователь.

  3. Язык повести.

«Интонационно повесть выдержана превосходно, без надрыва и лишних рассуждений. Персонажи очерчены легко, без нажима; все говорят своим языком, все их жесты очевидны, неподдельны».

(П. Басинский).




Похожие:

Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconУрок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс) Цель: познакомить с новым именем в современной русской литературе
Открывать новые имена всегда интересно, особенно в литературе. Перед тобой словно чистый лист, который ты сам должен запомнить. На...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconБиблиотечный вестник Карелии Выпуск 22 (29) Библиотеки Карелии в 2006 году
Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconБиблиотечный вестник Карелии
Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 7 (14): Безбарьерная библиотечная среда / барк, Карел респ б-ка для слепых; Отв ред. Зайцева...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconБиблиотечный вестник Карелии
Б 595 Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 1 (8): I съезд библиотекарей Республики Карелия: Док и материалы / Библ. Ассоц. Респ....
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconАнкета I. Комплектование, учет и доступность «Библиотечного вестника Карелии»
Состоит ли «Библиотечный вестник Карелии» на суммарном и индивидуальном учете в Вашей библиотеке?
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconУрок по теме «Свойства степени с натуральным показателем. 7 класс»
Представленный урок по теме «Свойства степени с натуральным показателем. 7 класс» это урок закрепления и контроля знаний непосредственно...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconРешение второй международной научной школы «Наука и инновации 2007» (iss «si-2007») iss «si-2007»: Физика резонансных явлений и ее инновационные аспекты
Вторая международная научная Школа «Наука и инновации – 2007» прошла 5-11 июля 2007 г в окрестности г. Йошкар-Ола на территории санатория...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconНаука и инновации iss «si-2007» Золото России не в рудниках
Со 5 по 11 июля 2007 года в г. Йошкар-Ола, на базе гоу впо «Марийский государственный университет» в санатории «Кленовая гора» проводится...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconЭтнографическія замѣтки. ――― Пудожская гора
Этнографические заметки. Пудожская гора, въ Повенецком уезде // Олонецкие губернские ведомости. 1888. №47. С. 436 – 437; №48. С....
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г iconГотовимся к 100-летию республики Карелия. Запланирована ли финансовая поддержка реконструкций отделений почтовой связи? Пикалева О. Я., г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 23А, кв
Вопросы с карточек, поступившие из зала на встрече профсоюзного актива республики с Главой рк по вопросу сохранения и развития промышленности...
Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)// Педагогический вестник Карелии №3 (18) 2007 г icon«Рассказывай, память, былое…» (Великая Отечественная война глазами писателей- фронтовиков Карелии)
Все меньше и меньше среди нас ветеранов той, Великой Отечественной…И нам, потомкам, остаются их дневники, воспоминания, очерки, повести,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов