Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке icon

Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке



НазваниеМетодические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке
страница1/3
Дата конвертации18.12.2012
Размер461.38 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет»

Кафедра истории


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ


(для слушателей курсов по подготовке

к поступлению в КГПУ и сдаче ЕГЭ)


Составитель:

ст.преподаватель Т.Б. Егорова


Петрозаводск

2007

Методические указания к выполнению контрольной работы

по истории России


Контрольная работа по истории состоит из трех частей, включающих 24 задания.

Часть 1 состоит из 12 заданий (А1 – А12). К каждому заданию дается 4 варианта ответов, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 5 заданий (В1 – В5), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий с развернутым ответом (С1 – С7).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

^ Часть 1 (А) содержит12 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом.

^ Часть 2 (В) состоит из 5 заданий с открытым кратким ответом (слово, аббревиатура, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы оцениваются в 2 балла.

^ Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности:

С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами. Задание С1 предполагает атрибуцию документа (определение его принадлежности, событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится). Задание С2 – разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории). Задание С3 – выявление и анализ позиций автора, исторических личностей, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

С4 – С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала; С5 – анализ исторических версий и оценок; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение. Задания С4, С6, С7 оцениваются 4 баллами (задание С7 представлено двумя частями: С7.1 – определение общих характеристик, С7.2 – установление различий. Каждая из частей оценивается в 2 балла, что в сумме составляет 4 балла), задание С5 – 3 баллами.

Максимальное количество баллов 38.

Контрольная работа выполняется в указанный срок в отдельной тетради и присылается в университет для оценивания.

При подготовки материалов использован открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, размещенный на сайте Федерального Института Педагогических Измерений(www.fipi.ru)


^ Рекомендуемая литература


Это прежде всего учебники по истории России, рекомендуемые Министерством образования РФ.

Учебно-методические пособия – практикумы по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ.


Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. – СПб:Юна, 1992. - 272с.

ЕГЭ – 2007: История: реальные варианты. – М.:АСТ:Астрель, 2007. – 125с.

История Отечества: люди, идеи, решения. Т.1 – 2. М.,1991.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1 – 5. М.,1993.

Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993 . - 576c.

Костомаров Н.А. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.,1993.

Максимов Ю.И. ЕГЭ. История. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 103 с.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.1 – 2. М.,1991.

Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до Смутного времени. – М.: ЧеРо, 1996. – 320 с.

Пятецкий Л.М. По тропам Российской истории. Справочник – задачник. Учеб.пособие. – М.: Моск.Лицей, 1998. – 408с.

Сергеев С.Г. История России. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2005. – 144с.

Скрынников Р.Г. История Российская.IX – XVII вв. М.: Весь мир, 1997.

Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. М., 1990.


Контрольная работа № 1.

История России с древности до начала XVII века.

Часть 1. А


А1. Принятие «Русской Правды» Ярослава Мудрого привело к


1)

укреплению Древнерусского государства

2)

введению правила «Юрьева дня»

3)

замене «полюдья» «повозом»

4)

ограничению власти князя



А2. Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?


1)

882 – 980 гг.

2)

980 – 1025 гг.

3)

1113 – 1125 гг.

4)

1237 – 1240 гг.



А3. Кто из названных исторических деятелей были современниками?


1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат



^ А4. В каком году произошло стояние на р. Угре?

1) 1497

2) 1380

3)1242

4) 1480


А5. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли


1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы



А6. Что из названного было одним из итогов военной реформы середины
XVI в.?


1)

Создание стрелецкого войска

2)

Введение рекрутчины

3)

Создание регулярной армии

4)

появление «полков иноземного строя»



А7. Какое из названных событий произошло в XIV в.?


1)

начало Ливонской войны

2)

Введение урочных лет

3)

созыв первого Земского собора

4)

Куликовская битва



А8. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия связано развитие древнерусского(-ой)


1)

книгопечатания

2)

зодчества

3)

иконописи

4)

летописания



А9. Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565 – 1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти?


1)

местничество

2)

опричнина

3)

нестяжательство

4)

семибоярщина



А10. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием

  1. «Судебника»

  2. «Русской правды»

  3. «Соборного Уложения»

  4. «Указа об урочных летах»


А11. Начало книгопечатания в нашей стране связано с деятельностью

  1. Андрея Рублева

  2. Юрия Крижанича

  3. Ивана Федорова

  4. Ивана Посошкова


А12. Свод русских бытовых правил XVI в. Получил название

  1. «Часослов»

  2. «Домострой»

  3. «Четьи-Минеи»

  4. «Апостол»



Часть 2.Б.


В1. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.





^ ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ




ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)

вотчина

1)

центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

Б)

пожилое

2)

наследственное земельное владение

В)

приказ

3)

система содержания должностных лиц за счет местного населения

Г)

кормление

4)

плата крестьян при уходе от землевладельца







5)

обращение церковной собственности в светскую




А

Б

В

Г














В2. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».


В3. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.





КНЯЗЬЯ




СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси







5)

принятие «Русской правды»




А

Б

В

Г















В4. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.





^ ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ




ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)

вотчина

1)

Глава местного управления, назначенный центральной властью

Б)

вече

2)

Территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

В)

удел

3)

Борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения

Г)

наместник

4)

Народное собрание







5)

Земельное владение, которое передавалось от отца к сыну




А

Б

В

Г















В5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события в правильной последовательности.

А) образование Золотой Орды

Б) битва на реке Сити

В) поход Тохтамыша на Москву

Г) битва на реке Калке


^ Часть 3.С.



Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».


С1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?


С2. О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.


С3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.


С4. Назовите основные сохранявшиеся, несмотря на феодальную (государственную, политическую) раздробленность, черты единства Руси.

Ответьте, какое значение это имело в процессе создания единого Русского государства в XIV - XVI вв.?


С5. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства:

1. Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).

2. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных перемен; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов.


Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


С6. Сохранилась челобитная, датированная серединой 1570-х гг. Она написана так, как положено писать подданному: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичу всея Руси Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федором, челом бьют».

Кто является автором данной челобитной? В связи с какими событиями она была написана? Чем эти события были вызваны и какие имели последствия?

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.


С7. Сравните роль и значение для русской истории государственной деятельности святых князей А.Я. Невского и Д.И. Донского. Укажите, что является сходным в их деятельности, а что различным.

^ Контрольная работа № 2. История России XVII –XVIII вв.


  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению классного часа Посвящение в студенты
Целью данной работы является предоставление материала для внеклассного мероприятия в работе со студентами первых курсов
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
Методические рекомендации предназначены для сотрудников центрального аппарата и региональных центров мчс россии, территориальных...
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по подготовке рефератов
Университетское математическое образование в Европе и в России (сравнительная характеристика)
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по использованию литературы 5 > темы рефератов и методические рекомендации по их подготовке 6
Это один из этапов подготовки к сдаче кандидатского экзамена, поэтому тестовый рубежный и итоговый контроль не предусматривается
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по использованию литературы 5 > темы рефератов и методические рекомендации по их подготовке 6
Это один из этапов подготовки к сдаче кандидатского экзамена, поэтому тестовый рубежный и итоговый контроль не предусматривается
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по использованию литературы 5 > темы рефератов и методические рекомендации по их подготовке 6
Это один из этапов подготовки к сдаче кандидатского экзамена, поэтому тестовый рубежный и итоговый контроль не предусматривается
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах рд 03-496-02 Область применения
Методические рекомендации предназначены для работников Госгортехнадзора России, специалистов в области промышленной безопасности,...
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в муниципальных образованиях
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации с целью оказания...
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006
Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры социологии факультета политических и социальных...
Методические рекомендации по истории россии для слушателей курсов по подготовке iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в муниципальных образованиях Ульяновской области
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации с целью оказания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов