Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» icon

Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ»



НазваниеПертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ»
Дата конвертации17.12.2012
Размер92.95 Kb.
ТипДокументы
источник

Рогачев К. Пертозерский раскольничий скит //Известия Архангельского общества изучения русского севера. 1910. № 6. С. 12 – 16.

С. 12

Пертозерскій раскольничій скитъ.

(Въ Кемскомъ уѣздѣ).


Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» видно, что расколъ въ Сумскомъ посадѣ образовался въ тридцатыхъ годахъ минувшаго XIX столѣтія, отъ родственной связи одного изъ сумскихъ семействъ1 съ раскольничьимъ семействомъ деревни Сороки, Сорокской волости, Кемскаго уѣзда. Сильное вліяніе богатаго сумскаго семейства на бѣдный классъ жителей посада послужило первымъ основаніемъ для распространенія старообрядческихъ понятій и убѣжденій. Вскорѣ послѣ того, какъ пишетъ Максимовъ, въ мѣстность «Пертозеро», отстоящую отъ Сумскаго посада въ какихъ-либо 15 верстахъ, пріѣхала на жительство вдова прапорщика Анна Карташева, съ сыномъ и дочерью, изъ С.-Петербурга. Карташева была закоренѣлая раскольница и мало-по-малу, тотчасъ же по прибытіи ея на новое мѣсто, она подъ строгимъ видомъ благочестія и въ духѣ подвижничества стала собирать около себя раскольничью пустыню и вскорѣ успѣла образовать такимъ образомъ до десяти отдѣльно стоявшихъ келій. Именуясь «матушкой наставницей о душевномъ спасеніи», Карташева, какъ говорятъ, въ зимнее время выѣзжала для проповѣданія гонимой вѣры въ деревни Шижню и Сороку, но чаще всего, конечно, въ ближайшій Сумскій посадъ. Успѣвъ возбудить къ себѣ общее довѣріе старческимъ видомъ, степеннымъ и внушающимъ уваженіе, необыкновенно правильными чертами лица, осмысленными, добрыми, довѣрчивыми голубыми глазами, Карташева дѣйствовала на женщинъ и даже мужчинъ необыкновенною начитанностью и знавшіе ее увѣряли, что старица въ догматахъ вѣры была до того убѣдительна, что возражать ей было трудно, а спорить съ ней было невозможно. Такими убѣжденіями и личнымъ примѣромъ строгой безукоризненной жизни, Карташева успѣла подѣйствовать на многихъ сумскихъ женщинъ, каковыхъ немедленно же, по изъявленіи ими


С. 13
согласія, перекрещивала (она была Филипповскаго толка, не признающаго другихъ расколовъ и называющаго своихъ послѣдователей христіанами и старовѣрами, а всѣхъ православныхъ — никоновцами, никоновщиной и щепотниками).

Карташева умерла, на 60-мъ году отъ роду, въ «Пертозерѣ», завѣщавъ передъ смертью дѣло своей родной дочери Анфисѣ. Эта также сумѣла твердо и при той-же всеобщей любви народа идти по стопамъ матери. Доказательствомъ тому, насколько Анфиса обладала народнымъ довѣріемъ, можетъ служить отвѣтъ одного изъ раскольниковъ сумскому священнику. — «Що тобѣ, бацько, со мною толковать; я целовѣкъ темный, ницего не знаю. Спрашивай матушку Анфису, она про ефто знатъ и тобѣ скажетъ. Куды хошь со мной, хошь въ турму сади, а ужъ отъ вѣры безъ матушки Анфисы я не отопрусь». Въ томъ же крѣпкомъ убѣжденіи, что которая вѣра гонима, та и права, стоили и сумскіе раскольники, какъ и всѣ другіе на всемъ пространствѣ русскаго царства.

Въ 1849 г. Пертозерскій раскольничій скитъ былъ уничтоженъ, обитатели его выселены на мѣста прежняго ихъ жительства, скиты срыты, частью сожжены и сравнены съ землей; но дѣло Анфисы и ея матери не только не заглохло, но и до сихъ поръ продолжается. Около 30 лѣтъ тому назадъ Пертозерскій раскольничій скитъ вновь возникъ и въ настоящее время тамъ, по берегамъ двухъ, расположенныхъ рядомъ, большихъ озеръ «Тёгозера» и «Пертозера», находится 35 келій (маленькихъ домиковъ), а именно: по берегамъ озера «Тегозера» 16 келій и по берегамъ озера «Пертозера» 19 келій и всѣхъ раскольниковъ тамъ сейчасъ живетъ свыше 50 человѣкъ. По берегамъ озера «Тёгозера» раскольничьи кельи разбросаны въ разныхъ мѣстахъ, по одной, по двѣ и по три и только въ восточной губѣ озера, почти рядомъ одна отъ другой, находится 5 келій. На сѣверномъ берегу озера «Пертозера», отстоящемъ отъ южнаго берега озера «Тёгозера», въ какихъ либо 100 саженяхъ, стоятъ теперь, расположенныя въ одну линію, сразу 8 келій, образуя собою какъ бы отдѣльный поселокъ; всѣ же остальныя кельи разбросаны по одной и по двѣ, по берегамъ озера «Пертозера», въ разстояніи отъ главнаго поселка не далѣе 3-хъ верстъ.

Въ томъ самомъ главномъ поселкѣ, или Пертозерскомъ скитѣ, гдѣ находится сразу 8 келій и который приписанъ къ Колежемской волости, Кемскаго уѣзда, Архангельской губерніи, находится раскольничья молельня, въ домѣ раскольника кр. Колежемской волости, Федора Постникова, который и состоитъ сейчасъ раскольничьимъ наставникомъ и требоисправникомъ. Почти всѣ находящіеся тамъ сейчасъ раскольники принадлежатъ къ Филипповскому толку и только трое между ними считаются Федосѣевскаго толка; эти послѣдніе трое раскольниковъ переселились сюда изъ Владимірской губерніи. Большинство раскольниковъ, проживающихъ въ Пертозерскомъ раскольничьемъ скитѣ мѣстные, т. е. изъ крестьянъ Колежемской и Сорокской волостей, мѣщанъ Сумскаго посада и нѣсколько человѣкъ изъ Карелы. Въ числѣ раскольниковъ Пертозерскаго раскольничьяго скита находятся сейчасъ уроженцы и другихъ губерній, какъ-то: Тверской, Костромской, Новгородской и Владимірской и одна старушка уроженка Шенкурскаго уѣзда, Архангельской губерніи.

Изъ проживающихъ въ Пертозерскомъ скитѣ раскольниковъ только одинъ, и именно крестьянинъ Колежемской волости, Василій Поздяковъ занимается хлѣбопашествомъ и сѣетъ уже около 20 лѣтъ рожь и ячмень, и хлѣбъ у него ежегодно родится хорошо. Только Поздяковъ сѣетъ хлѣба сравнительно мало, и ему съ семействомъ,


С. 14
состоящимъ изъ 4-хъ человѣкъ, хватаетъ своего урожая хлѣба только на полгода, на вторую же половину года ему приходится покупать. Т. к. кромѣ Поздякова хлѣбопашествомъ въ Пертозерскомъ скитѣ никто не занимается, то необходимый для пропитанія хлѣбъ всѣ раскольники принуждены пріобрѣтать на цѣлый годъ преимущественно1 въ Сумскомъ посадѣ, откуда хлѣбъ всегда завозятъ на лошадяхъ въ свой скитъ по зимнему пути и только, въ случаѣ недостатка зимняго запаса хлѣба, нѣкоторые раскольники часть хлѣба достаютъ и лѣтомъ, унося на себѣ изъ Сумскаго посада или нанимая для этого особыхъ носчиковъ изъ жителей посада. Часть необходимаго Пертозерскимъ раскольникамъ количества хлѣба жертвуется ихъ единовѣрцами, богатыми раскольниками Сорокской волости. Скотоводствомъ Пертозерскіе раскольники также почти не занимаются, и всего скота сейчасъ имѣется въ Пертозерскомъ скитѣ 5 коровъ, 1 лошадь и 5 овецъ, принадлежащихъ въ разномъ числѣ тремъ раскольникамъ. Сѣно для прокормленія означеннаго скота ставится тутъ же по берегамъ озеръ и ручьевъ. Тѣ изъ раскольниковъ, которые не имѣютъ собственнаго скота, занимаются въ лѣтнее время сѣнокосомъ вблизи скита и заготовленное сѣно продаютъ жителямъ Сумскаго посада.

Самое же главное занятіе Пертозерскихъ раскольниковъ это огородничество, которымъ занимаются очень успѣшно положительно всѣ раскольники, чему весьма способствуетъ песчаная почва по берегамъ «Тёгозера» и «Пертозера» вблизи раскольничьихъ келій. Изъ огородныхъ овощей здѣсь садятся, главнымъ образомъ, картофель, какъ бѣлая, такъ и красная, скороспѣлка, а также лукъ, рѣпа, рѣдька, свекла, морковь и брюква, а раскольниками Владимірской губерніи садятся въ небольшомъ количествѣ и огурцы, какъ въ парникахъ, такъ и прямо на грядахъ. Нѣкоторыми раскольниками садилась и садится даже и капуста, но таковая родится плохо, ибо для капусты здѣсь совершенно непригодна земля, такъ какъ капуста любитъ землю черноземную, здѣсь же наоборотъ земля болѣе песчаная. Пертозерская картофель очень разсыпчата и пріятна на вкусъ, какъ растущая на песчаной почвѣ. Очень хорошо растутъ здѣсь рѣпа и рѣдька; клубни рѣпы достигаютъ въ діаметрѣ до 18 сантиметровъ и болѣе, а рѣдька въ комлѣ достигаетъ отъ 35 до 40 сантиметровъ въ окружности и вѣситъ по нѣсколько фунтовъ. Большая часть выращиваемыхъ овощей идетъ для собственнаго потребленія, но немалое количество картофеля и луку, а также рѣпы и рѣдьки продается жителямъ Сумскаго посада, въ осеннее и зимнее время, по цѣнѣ — картофель отъ 35 до 45 коп. пудъ, а лукъ отъ 2-хъ до 2 руб. 40 коп. пудъ. Годъ отъ году посѣвныя площади для огородничества у Пертозерскихъ раскольниковъ понемногу увеличиваются посредствомъ расчистокъ прилегающихъ къ огородамъ лѣсныхъ площадей и такъ какъ земля здѣсь очень песчаная, а навозу для удобренія ея почти ни у кого нѣтъ, за исключеніемъ только упомянутыхъ выше трехъ человѣкъ раскольниковъ, имѣющихъ скотъ, то всѣ остальные раскольники землю подъ огороды удобряютъ торфомъ, гнилымъ сѣномъ, накошеннымъ по берегамъ озера хвощемъ и камышемъ, старою перегнившею щепою и частью человѣческими экскрементами, и при такомъ удобреніи хорошо родятся упомянутые выше овощи. Огородничествомъ въ Пертозерскомъ скитѣ, по берегамъ озеръ «Тегозера» и «Пертозера», можно бы заниматься и въ гораздо большемъ размѣрѣ, чѣмъ сейчасъ, такъ какъ свободной и пригодной для этого земли здѣсь имѣется болѣе чѣмъ достаточно, но мѣстнымъ раскольникамъ, какъ людямъ большею частью старымъ, не по силамъ уже расчищать изъ подъ лѣса земли, нужныя для расширенія своихъ огородныхъ площадей,


С. 15
да къ тому же, помимо огородничества, они также имѣютъ и другія побочныя занятія.

Второе мѣсто послѣ огородничества у Пертозерскихъ раскольниковъ занимаетъ рыбная ловля. Почти у каждаго раскольника, имѣющаго собственную келью, имѣются лодки и рыболовныя сѣти, а у немногихъ и невода, и этими сѣтями и неводами какъ весною, такъ лѣтомъ и осенью, раскольники ловятъ рыбу въ озерахъ: «Тёгозерѣ», «Пертозерѣ», «Щучьемъ» и другихъ, а часть уловленной рыбы — окуней, плотву, щукъ, лещей и налимовъ — они въ свѣжемъ, сушеномъ и соленомъ видѣ продаютъ жителямъ Сумскаго посада. Нѣкоторые изъ раскольниковъ занимаются рыбною ловлею въ упомянутыхъ озерахъ и на удочку и ставятъ крючки самоловки (родъ жерлицъ) для щукъ; очень немногіе ловятъ зимою налимовъ. Всей рыбы Пертозерскими раскольниками вылавливается сравнительно немного, именно какихъ-либо 150—200 пудовъ въ годъ, и это также объясняется только тѣмъ, что рыболовы большею частью старики и старухи и занимаются они рыбною ловлею не такъ, какъ могли бы заняться этимъ дѣломъ люди болѣе или менѣе молодые и энергичные. Кромѣ огородничества и рыболовства, Пертозерскія раскольницы-старухи занимаются сборомъ ягодъ, — во-первыхъ, малины, а, во-вторыхъ, морошки, черники и брусники, а также и грибовъ, какъ красныхъ, такъ называемыхъ осиновиковъ, такъ и волнухъ, рыжиковъ и груздей, и большая часть собранныхъ ягодъ и груздей идетъ въ продажу жителямъ Сумскаго посада. Причемъ малина послѣдніе годы продается раскольниками по довольно высокой, можно сказать, по петербургской цѣнѣ, такъ: лѣтомъ минувшаго 1909 года малина продавалась по 20 коп. за фунтъ; брусника и морошка продавалась по 5 и 5 ½ коп. за фунтъ.

Послѣ разоренія Пертозерскаго скита, что произошло въ 1849 году, при наставницѣ Анфисѣ, и при возникновеніи такового вновь, наставникомъ и требоисправителемъ у Пертозерскихъ раскольниковъ былъ, какъ говорятъ, какой-то монахъ Михаилъ, и только послѣ него заступилъ его мѣсто раскольникъ, происходившій изъ крестьянъ села Колежмы, Федоръ Постниковъ, имѣющій въ настоящее время около 65—70 лѣтъ отъ роду. Крестьянинъ Федоръ Постниковъ наставникомъ состоитъ уже около 20 лѣтъ и имѣетъ большое вліяніе на мѣстныхъ раскольниковъ. Въ его же домѣ сейчасъ помѣщается и молельня. Моленія раскольниковъ въ этой молельнѣ на воскресные дни отправляются съ вечера, то-есть всенощная и заутреня, начинаемыя съ 12 часовъ ночи, и продолжаются до 5 часовъ утра, а съ 8 до 10 часовъ утра ими отправляются часы и молебенъ. Въ Великій же постъ, съ 10 ч. утра до 12 часовъ дня служатся часы и вечерня, а съ 5 до 7 часовъ вечера такъ называемый «Ефимонъ». На воскресные дни въ молельню собираются не всѣ, а только тѣ, которые физически болѣе здоровы и живутъ ближе къ молельнѣ, но на большіе праздники сбираются уже всѣ раскольники, за исключеніемъ только, конечно, больныхъ. Помимо отправленія богослуженія въ своей молельнѣ и требъ въ своемъ скитѣ, наставникъ и руководитель раскольниковъ Федоръ Постниковъ, время отъ времени, по приглашеніямъ раскольниковъ своего Филипповскаго толка, ѣздитъ для исправленія требъ между ними, зимами въ села Шижню, Сороку, Колежму, Нюхчу и Сумскій посадъ. Нѣкоторые крестьяне и крестьянки упомянутыхъ селъ и преимущественно старухи, заболѣвъ, передъ смертью своею, по совѣту своихъ родственниковъ раскольниковъ, нерѣдко обращаются, то есть перекрѣщиваются въ старую вѣру. Пертозерскій скитъ уже сталъ извѣстенъ раскольникамъ другихъ губерній, какъ, напримѣръ, Владимірской, Тверской, Новгородской, Костромской и другихъ, и за послѣднее время раскольники


С. 16
изъ этихъ губерній, для спасенія своей души, стали удаляться въ Пертозерскій раскольничій скитъ, гдѣ проводятъ трудовую жизнь за занятіями огородничествомъ, рыболовствомъ, а также сборомъ ягодъ и грибовъ. Мѣстность по берегамъ озеръ «Тегозера» и «Пертозера», гдѣ находится Пертозерскій раскольничій скитъ, вполнѣ пригодна для переселенія туда цѣлой деревни. Кругомъ этихъ озеръ произрастаетъ густой хорошій сосновый и еловый лѣсъ, и мѣстность хорошо защищена горами и лѣсами отъ холодныхъ сѣверныхъ вѣтровъ, а почва здѣсь пригодна какъ для огородничества, такъ, при хорошемъ удобреніи навозомъ, и для хлѣбопашества, что уже испытано раскольниками. Такъ какъ мѣстные раскольники не охотятся на птицъ и звѣрей и даже не имѣютъ ружей, считая за грѣхъ убивать изъ ружей, то ни у одного раскольника не имѣется охотничьей или дворовой собаки. Въ виду отсутствія охотниковъ, на озерахъ «Тегозерѣ» и «Пертозерѣ», кругомъ коихъ расположенъ Пертозерскій раскольничій скитъ, не только плодятся въ достаточномъ количествѣ утки, но даже ежегодно на этихъ озерахъ бываютъ выводки лебедей, которыхъ раскольники охраняютъ, т. к. воспрещаютъ стрѣлять постороннимъ лицамъ, изрѣдка приходящимъ въ лѣтнее время на упомянутыя озера изъ Сумскаго посада. И если эти послѣдніе когда и убиваютъ лебедей, то дѣлаютъ это секретно, чтобы раскольники не знали. Къ Пертозерскому раскольничьему скиту изъ Сумскаго посада имѣется два пути. Одинъ лѣтній, а другой зимній. Лѣтомъ къ упомянутому скиту путь идетъ сначала 6 верстъ по почтовому тракту изъ Сумскаго посада на село Колежму, а затѣмъ уже съ почтоваго тракта сворачиваетъ въ правую сторону и идетъ по тропѣ, или пѣшеходной дорожкѣ, мимо озера «Щучьяго», до озера «Тёгозера», по которому и ѣдутъ до озера «Пертозера» 3 версты на лодкахъ. Дорожка, или тропа, отъ почтоваго тракта и до озера «Тегозера», проходитъ мѣстами по сухимъ борамъ, мѣстами же и по болотамъ, но по болотамъ почти вездѣ устроены Пертозерскими раскольниками пѣшеходные мостки, такъ что лѣтній путь къ Пертозерскому скиту, хотя будетъ немного дольше зимняго, но довольно удовлетворительный. Зимній же путь изъ Сумскаго посада идетъ по озерамъ: «Черной Ламбинѣ», «Піозеру», «Габозеру» и «Тегозеру»; этотъ путь короче лѣтняго пути версты на три.


К. Рогачевъ.

1 Посадъ Сумы Арханг. губ. Ред.

Исправленная опечатка. Было: «преимущественнно», исправлено на: «преимущественно» — ред.




Похожие:

Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconИзъ свадебныхъ обычаевъ въ Кемскомъ уѣздѣ. Арх губерніи
Из свадебных обычаев в Кемском уезде Арх губернии: Свадебный день в с. Нюхче // Архангельские губернские ведомости. 1911. №101. С....
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconСобиранiе былинъ. Въ «Вечерней газетѣ»
Петербургъ Рябининъ, одинъ изъ народныхъ «сказителей» извѣстный по рыбниковскому сборнику. Изслѣдователи русской колонизацiи на сѣверѣ...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconОлонецкие губернские ведомости. 1870. №11. С. 137
Заимствуемъ изъ Арх. Губ. Вѣд замѣтку о лѣсныхъ самоѣдахъ, служащую объясненiемъ къ статьѣ „Чудскiе памятники Олонецкой губернiи“,...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconНа папке следующая запись
Годовое Время 1[7]/8/71го годъ выдано съ билѣтами паспортовъ 1680т [паспортовъ] изъ за неудобности земель потому что Грунтъ или лицо...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconИскусственное лѣсоразведенiе на сѣверѣ и случай, бывшiй поводомъ къ переводу Г. Р. Державина изъ Петрозаводска въ Тамбовъ. − Въ собранiи С.
Искусственное лесоразведение на севере и случай, бывший поводом к переводу Г. Р державина из Петрозаводска в Тамбов // Олонецкие...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconНародныя преданiя въ повѣнецкомъ уѣЗДѢ
Преданiя о Панахъ, распространенныя во многихъ мѣстахъ Олонецкой губернiи, въ Повѣнецкомъ уѣздѣ сохранились въ Челмужѣ, Янгозерѣ...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconИзъ вопросовъ народнаго образованія
Въ часы рукодѣлья могутъ изготовляться вязаныя теплыя вещи и бѣлье для нашихъ воиновъ. Наконецъ, дѣвочкамъ изъ деревни, окончившимъ...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconДеревня Сибирь (Тобольскъ)
«Сибирь-Тобольскъ»; въ ней всего три дома. Изъ числа трехъ семействъ, составляющихъ населенiе этой деревни, одно ‒ крестьянъ Баженовыхъ...
Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconТема: Звуки (ф), (ф’) и буквы Ф,ф Максимова Е. А. учитель начальных классов моу ягоднинская сош

Пертозерскій раскольничій скитъ. (Въ Кемскомъ уѣздѣ). Изъ сочиненій Максимова «Годъ на Сѣверѣ» iconО стекляныхъ1 заводахъ, бывшихъ въ Пудожскомъ уѣздѣ
О стеклянных заводах, бывших в Пудожском уезде // Олонецкие губернские ведомости. 1870. №12. С. 146 – 147
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов