В современной литературе icon

В современной литературе



НазваниеВ современной литературе
Дата конвертации18.03.2013
Размер123.61 Kb.
ТипОбзор
источник


Бюджетное учреждение

«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»


МИР ПОДРОСТКА

В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Обзор литературы для подростков

Вып.2


Петрозаводск

2012


УДК 02

ББК 78.38

М 63


Мир подростка в современной литературе : Обзор литературы. Вып.2 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [авт.- сост. Т.Ю. Ермолина] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2012. – 10с.


УДК 02

ББК 78.38


Ответственный за выпуск: В.А. Сакина, директор ДЮБ РК

Автор-составитель: Т.Ю. Ермолина, зав. ОМО

Редактор: С.В. Золотова, зам.директора ДЮБ РК

^ Компьютерная вёрстка: С.П. Шестакова, главный библиотекарь

организационно-методического отдела ДЮБ РК


Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск,

пр. Ленина, д.1

Телефон: (8142) 78-32-29

E – mail: dubrk@library.karelia.ru

http: // dubrk.karelia.ru


©Детско-юношеская библиотека

Республики Карелия, 2012


Уважаемые коллеги!


Вашему вниманию предлагается второй выпуск методического материала с обзором современной литературы для подростков. (Первый выпуск издан в 2011 году). Это романы и повести для подростков и о подростках, поднимающие важные вопросы взросления, становления ребенка как личности. Они рекомендуются для прочтения и подростками и взрослыми. Произведения, используемые в обзоре, указаны в списке литературы в конце методического материала. Надеемся, что библиотекари и руководители чтения будут использовать данный материал в своей работе.


^ Мир подростка в современной литературе

Обзор литературы


Елена Габова. Не пускайте Рыжую на озеро.

Елена Габова (Столповская Елена Васильевна) является автором 19 книг для детей и подростков. Многие из них переведены на английский, немецкий, украинский, японский, венгерский, норвежский, а также на языки народов России. Родилась и живет Елена Габова в Сыктывкаре. Является лауреатом многих литературных премий России.

Представляя свою новую книгу о старшеклассниках, Елена Габова пишет: «Твоя школа – самая лучшая в мире. Твой класс – самый родной. Твои одноклассники останутся друзьями на всю жизнь. Всю жизнь: как много, как длинно… Всю жизнь будут помниться школьные вечера, школьные походы, школьная (первая) любовь… И пусть не гаснет свет за школьными окнами всю твою длинную жизнь».

Книга состоит из отдельных самостоятельных рассказов о современной школе. Каждый из них заставляет читателя задуматься или улыбнуться, кто-то узнает себя или соседа по парте. После прочитанного вы вдруг новыми глазами посмотрите на «серую мышку» своего класса, узнаете, как можно укротить и перестать бояться самого задиристого ученика класса, а так же какой подарок все-таки лучше не делать любимой учительнице.

Заглавный рассказ сборника называется «Не пускайте Рыжую на озеро». Героиню рассказа Светку Сергееву не любил весь класс именно за то, что она рыжая. «Ясное дело, Рыжухой дразнили. И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и ее голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я». Светка участвовала во всех внеклассных мероприятиях. Особенно ребята любили походы и выезды на озеро и Светка, зная, что одноклассники её не любят, все равно ездила. В походе, как и в классе, она была одна, никем не замечаемая. Мальчишки отправлялись рыбачить, девчонки оставались на берегу отдыхать, а Светка возьмет лодку и уплывет. «Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. Клевать у нас переставало». Однажды ребята, решив отметить окончание девятого класса, сговорились и не взяли Светку с собой в поход. В десятый класс она не пошла. Каково же было удивление одного из одноклассников Рыжей, когда он увидел на сцене Мариинского театра молодую, роскошную, рыжеволосую красавицу и услышал до боли знакомый высокий голос! «Я думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».


^ Олег Раин. Слева от солнца.

Роман Олега Раина (Щупова Андрея Олеговича) стал лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2007/2008 гг. и открывает новую серию книг издательства «Сократ», адресованную подросткам. В перспективе издательство планирует в этой серии печатать произведения современных авторов для подростков и о подростках, в которых обсуждаются вопросы, волнующие подрастающее поколение.

Главный герой романа «Слева от солнца» 14-летний хакер Генка. Парнишка не по годам интеллектуально развит, очень деятельный и предприимчивый. В столь юном возрасте он уже вполне прилично зарабатывает. Инструментом его заработка является компьютер. Целая команда и профессионалов, и любителей снимает сюжеты о заброшенных городах, о городах-призраках на суше и под водой. Эти сюжеты Генка монтирует в фильмы и продаёт иностранцам. Такая работа оплачивается очень хорошо. А ещё Генка не брезгует полазить по чужим адресам, потрясти солидные фирмы, на то он и хакер. Вот так по своей вине и глупости, чтобы уйти от ответственности и избежать больших неприятностей, Гена на время должен уехать из города. Отправляется он на малую родину своего отца в деревню Соболевка. Взяв с собой всё самое необходимое и, в первую очередь, ноутбук, Генка оказался в «неперспективной» деревне, где вот уже несколько лет нет электричества. Но деятельный и предприимчивый от природы, он и там находит себе дело. Ему оказалось вполне под силу восстановить электричество и отремонтировать дорогу. Гораздо труднее оказаться перед нравственным выбором. В Соболевке живёт девочка Варя с нелегкой судьбой, которой требуется дорогостоящая операция, но совершенно нет денег. И только в силах Генки ей помочь, но тогда придётся отдать на это благое дело последние деньги, а его команда останется без заработка. Какой выбор сделает Генка? «Солнышко – вот оно над головой. А сердце значительно левее. Его ещё почувствовать надо, услышать». Услышит ли главный герой своё сердце, узнаем, прочитав этот трогательный роман.


^ Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Время всегда хорошее.

Что будет, если девочка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на её место? Где лучше? И что такое «лучше»? Как интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? Школьная форма: это хорошо или плохо? И самый главный вопрос – правда ли, что тогда время было другое? Какое?

Авторам книги Андрею Жвалевскому и Евгении Пастернак в своём удивительном, трогательном и добром романе удалось ответить на этот вопрос – время всегда хорошее.

Непостижимым образом главным героям романа Синичке или Оле Воробьевой из 2018 года и Вите Шевченко из 1980 года удалось поменяться местами. Временная пропасть разделяет 1980 и 2018 годы. За это время многое изменилось в стране и мире, далеко вперёд шагнул технический прогресс. Современному школьнику просто невозможно представить жизнь без компьютера, мобильного телефона или, как их называют в 2018 году, комика. Оказавшись в прошлом и будущем, каждый из героев думает, что является участником какого-то удивительного эксперимента, а чтобы вернуться в свое время надо суметь найти «ключи» или подсказки. Пока Оля и Витя ищут эти «ключи» им волей неволей приходится жить в новом для них времени. Каждый из ребят испытал настоящее потрясение. Оля вместо привычного компа на своем столе обнаружила… «там, на его законном месте, валялась груда книг, тетрадки какие-то, бумажки», а в кухне «на плите красовался железный чайник, а вместо микроволновки на шкафчике торчал горшок с цветком». Витя тоже был поражен не меньше Оли: «Первое, что поразило – телевизор в углу. Маленький и очень тонкий. Да и мебель. Всё какое-то яркое, лёгкое. И совсем нет книг!» Каждому из ребят пришлось преодолеть массу трудностей: Вите – освоить новую для него чудо-технику, а Оле, наоборот, обходиться без неё. Главное, каждый из них нашёл себе в новом времени друзей и почувствовал за них свою ответственность, научился принимать важные решения. Вместе с героями мы поймем, что время всегда хорошее и всё зависит только от тебя.


^ Екатерина Мурашова. Одно чудо на всех.

Время действия повести Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всех» происходит в 90-е годы XX века. Именно в эти годы в нашей стране происходили перемены, деление общества на бедных и богатых, преуспевающих дельцов и неудачников. Коснулось всё это не только взрослых, но и детей. Повесть Е. Мурашовой о столкновении двух подростковых компаний: благополучных гимназистов из Питера и пригородных беспризорников, сбившихся в стаю. Живя «здесь и сейчас» эти два мира – благополучия и отчаяния – не могли не столкнуться, не пересечься. Автор снова, как и в своих предыдущих книгах («Класс коррекции», «Гвардия тревоги») прибегает к фантастической ситуации. В результате аварии космического корабля в повести появляются брат и сестра – Вилли и Аи, которые оказываются в разных «лагерях». Аи попадает к благополучным детям, а её брат к «швали». Как и все инопланетяне, они наделены необыкновенными способностями. Например, прикосновением ладони могут открыть любой замок. Только эти способности работают, когда брат и сестра вместе. Поэтому понятно, почему беспризорники всеми силами хотят заполучить к себе Аи. Повесть выстроена так, что главными героями являются, все-таки, реально живущие на земле подростки, которые символизируют Добро и Зло. Добро – это благополучные гимназисты: Витёк Савельев, математический гений из интеллигентной семьи; Тарас Варенец, стремящийся добиться признания окружающих; Лёвушка Райхтерштерн, одинаково влюблённый и в математику и в музыку; Владик Яжембский, мечтающий о карьере спортсмена; Альберт Зиновьев, подчинивший свою жизнь подготовкам к очередным олимпиадам и другие ребята. Зло – это брошенные дети при живых родителях, забывшие, что такое семья, дом. Живут они стаей, а в любой стае есть свой вожак. Здесь им стал 20-летний Генка Лис. Он и два его брата круглые сироты и Генка чувствует себя в ответе за младших братьев. Из-за беспробудного пьянства отца все трое инвалиды. Сам Генка – карлик, Валька – умственно отсталый, у Еськи больные почки и лишь чудо может его спасти. Генка считает, что только инопланетяне Вилли и Аи могут вылечить его любимого Еську. Вилли удалось разработать программу лечения Еськи. Прагматичный, жесткий, а порой и жестокий Генка, теперь понял, что в его жизни чудо произошло. Одно чудо на всех. Взрослые, а это родители, учителя, милиция не остаются в стороне от происходящих событий. Но именно подростки из двух противоположных миров делают шаг навстречу друг другу. Становятся понятны слова Генки Лиса: «Только в книжках добро и зло делится в пространстве. На самом деле граница проходит внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…».


^ Аника Тор. Глубина моря.

Творчество Аники Тор отмечено многими международными премиями – Национальной шведской премией имени Астрид Линдгрен, Немецкой литературной премией за книги для детей и другими.

«Глубина моря» - это третья часть тетралогии шведской писательницы Аники Тор. Повествование основано на реальных событиях, которые происходили в мире в 30-40-е годы прошлого столетия. С главными героинями Штеффи (Стефании) и Нелли мы встречаемся в первой книги тетралогии «Остров в море». 12-летняя Штеффи и 7-летняя Нелли оказались оторванными от родного дома в Австрии, разлученными с родителями. Им предстоит жить в приёмных семьях. Для девочек здесь всё чужое: язык, религия, обычаи, традиции. Сейчас на дворе 1943 год, уже произошёл коренной перелом в ходе войны. По-прежнему все мысли о родителях, оставшихся в оккупированной немцами Австрии. Связь с родителями через короткие письма в 30 слов.

Штеффи закончила школу на остове, теперь успешно заканчивает учёбу в школе в Гётеборге и мечтает поступить в гимназию. Штеффи сейчас 15 лет. Вокруг много соблазнов и возможностей для красивой жизни. Но Штеффи твёрдо идёт к намеченной цели – стать врачом как её отец. Учёбу и содержание Штеффи оплачивает Комитет помощи беженцам. Некоторые ровесники Штеффи уже работают, чтобы обеспечить себя. Что бы как-то сократить расходы Комитета на своё содержание, ведь помощь требуется очень многим беженцам, Штеффи трехгодичный курс гимназии проходит за два года и успешно сдаёт экзамены.

Нелли сейчас 11 лет, она превратилась в упрямого подростка. Штеффи очень беспокоит поведение сестры. Нелли практически перестала писать письма родителям в лагерь и мечтает, чтобы её удочерили. На острове девочки получают известие о смерти в лагере мамы. «Ничего уже не будет как прежде. Долгое время после того, как приехала в Швецию, Штеффи верила, что они снова станут семьёй: мама, папа и двое детей. Мама умерла. Папа исчез, «переведён». Сама она больше не ребёнок. Почти взрослая». Глубина горя, постигшего девочек, сравнима лишь с глубиной моря.


^ Ольга Златогорская. Виноватых нет.

Современная повесть о современных старшеклассниках. В любом классе есть примерные, старательные ученики, которые учатся на «4» и «5». Они являются членами различных советов и комиссий. Такова главная героиня повести «Виноватых нет» Лера Азарова из 8 «б» класса. И всегда в классе есть неприметные троечники, часто являющиеся мишенью для нападок и придирок со стороны учителей. Таков Игорь Сельцов, одноклассник Леры. Ни в какие советы он не входит, ни во что не вмешивается, он сам по себе и себе на уме. Но однажды произошла драка, в общем-то, обычное явление в школе. На уроке физкультуры Игорь подрался со своими одноклассниками и в результате те оказались на больничной койке. Происшествие, закончившееся серьезными последствиями, не могло остаться без внимания администрации школы. Игорь был вызван на Совет старшеклассников – орган школьного самоуправления, куда входят ученики из старших классов, в том числе и Лера. Игорь категорически отказывается объяснить причину драки. Лера: «Тебе руку протягивают, а ты от нее отмахиваешься. Я бы на твоём месте…» Игорь: «На моём месте? А ты была на моём месте? Ты же ничего не знаешь!» Очень часто в жизни мы бросаем друг другу такие слова. С героями повести произошла невероятная вещь – Лера и Игорь поменялись телами. Таким фантастическим образом автор даёт каждому из них шанс побывать в «шкуре» другого человека. Такое перевоплощение позволяет подросткам понять друг друга и даже подружиться. Оба они очень разные и семьи их не похожи одна на другую. У Леры умные, интеллигентные родители. В семье царит лад и покой, взаимопонимание и любовь между родителями. У Игоря же в семье тяжёлая атмосфера, когда-то близкие и любившие друг друга родители становятся чужими людьми, а это не может не сказаться на ребенке. Повесть заставляет и взрослых задуматься – мы в ответе за тех, кому дали жизнь.


^ Виктория Лебедева. Ах, какие глазки.

Виктория Лебедева молодая московская писательница, лауреат премии Союза писателей Москвы «Венец». «Ах, какие глазки» - это цикл рассказов, где главной героиней является девочка по имени Маринка. «Кошка и снеговик», «В моей смерти прошу винить…», «Свечка в пироге», «Последний каприз» и «Ах, какие глазки» - из этих рассказов состоит цикл. Каждый из них является вполне законченным произведением, а в целом, прочитав весь цикл рассказов, мы узнаем о жизни Маринки, полной трудностей и радостей. Перед нами пройдёт её жизнь с детского сада и до девятого класса. «Маринка была не такая, как другие дети, - она была «косая» и «очкариком». В остальном это обычная девочка, которой хочется играть, иметь много друзей, а когда подойдёт время, и любить. Пока Маринка и её мама ведут борьбу с недугом, девочка вынуждена слушать и проглатывать насмешки своих одноклассников. А ведь она, как никто другой в классе, лучше всех стреляла на уроках военной подготовки, защищала честь школы на различных соревнованиях и занимала призовые места, умела быть надёжным другом. Пройдёт несколько лет, и от косоглазия не останется и следа, а фраза «Ах, какие глазки» теперь звучит не как дразнилка, а как комплимент.


^ Альберт Лиханов. Девочка, которой всё равно.

Имя Альберта Лиханова хорошо известно читателям. Это автор, пронзительно пишущий о нелегких детских судьбах. Его произведения не оставляют читателей равнодушными, порой доводят до слёз. Одна из последних повестей писателя «Девочка, которой всё равно», читается на одном дыхании. Читатель становится свидетелем непростой детской судьбы. «Мне всё равно» - таков ответ практически на все вопросы главной героини повести Насти Светлаковой. Сейчас девочка живёт в детском доме, так как у неё нет никого из родных, нет своего дома. Отца она никогда не знала, а мать на её глазах зарубил топором сожитель. Порой и взрослому пережить такое трудно, а каково ребёнку? В детский дом на практику приходит студентка Ольга Олеговна. «Дети риска» - такова тема её дипломной работы, для которой ей нужно собрать материал. Настя оказалась первой с кем начала знакомиться Ольга Олеговна. Это оказалось непросто – просто поговорить с девочкой. Педагоги так характеризуют Настю: «Заторможена. Ничему не удивляется. Не радуется, и не горюет. Девочка, которой всё равно». Лучшее лекарство для воспитанников детского дома – чтобы всё утихло, забылось, угомонилось. Ведь у каждого из них своя тоска. «Тоска» - здесь ключевое слово. Никто не хочет вспоминать о плохом, вот и Настя не хочет идти на контакт с новым человеком. Дочитав повесть до конца, читатель узнает, удалось ли ОлОле (так называет Настя Ольгу Олеговну) наладить отношения с девочкой.


В представленном обзоре были использованы книги и журналы из фондов отдела чтения подростков и сектора делового чтения детско-юношеской библиотеки.


Список литературы, использованной в обзоре

  1. Габова, Е. Не пускайте Рыжую на озеро : рассказы о старшеклассниках / Е. Габова // Путеводная звезда. – 2011. – N 3. – С. 1–40, 57–95.

  2. Жвалевский, А. В. Время всегда хорошее / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; худож. В. Коротаева. – М. : Время, 2010. – 254 с.: ил. – (Время – детство). – ISBN 978–5–9691–0589–8.

  3. Златогорская, О. Виноватых нет / Ольга Златогорская // Пионер. – 2010. – N 12. – С. 20–27. – Окончание. Начало в №№ 8–11.

  4. Лебедева, В. Ах, какие глазки: из цикла рассказов / Виктория Лебедева // Семья и школа. – 2010. – N 10. – С. 14–19. – (Чтение). – Окончание. Начало в N 9.

  5. Лебедева, В. В моей смерти прошу винить… : из цикла «Ах, какие глазки» / Виктория Лебедева // Семья и школа. – 2010. – № 7. – С. 31. – (Чтение).

  6. Лиханов, А. Девочка, которой все равно / Альберт Лиханов ; рис. М. Пинкисевич // Пионер. – 2011. – № 3. – С. 20–26. – (Библиотека "Пионера"). – Продолж. Начало: № 1–2, 2011.
    То же. – .Юность. – 2010. – N 6. – С. 19–42. – (Проза).
    То же. – Путеводная звезда. – 2010. – N 9. – С. 68–93.

  7. Мурашова, Е. Одно чудо на всю жизнь : [повесть] / Екатерина Мурашова ; [худож. Е. Горева]. – М. : Нарния, 2010. – 360, [2] с. : ил. – (Мир для всех: Там, где мы живём). – Прим.: с. 349–361. – ISBN 978–5–901975–65–7.

  8. Раин, О. Слева от Солнца : [роман] / Олег Раин ; [рис. Яны Ахметшиной]. – Екатеринбург : Сократ, 2008. – 314, [2] с. : ил. – ISBN 978–5–88664–334–3.

  9. Тор, А. Глубина моря : [роман] / Аника Тор ; пер. со швед. Марины Конобеевой ; [ил. Е. Андреевой]. – Москва : Самокат, 2009. – 221, [1] с. : ил. – (Серия "Встречное движение"). – ISBN 978–5–902326–84–7.






Похожие:

В современной литературе iconВнеурочной деятельности как одно из направлений работы современной школы
Русская литература всегда служила делу возвышения человека в человеке. Поэтому в современной школе особое внимание должно уделяться...
В современной литературе iconУрок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс) Цель: познакомить с новым именем в современной русской литературе
Открывать новые имена всегда интересно, особенно в литературе. Перед тобой словно чистый лист, который ты сам должен запомнить. На...
В современной литературе iconУважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас на семинаре «Использование электронных образовательных ресурсов (эор) на уроках литературы в современной школе»
...
В современной литературе iconВсероссийская олимпиада школьников по литературе требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010/2011 учебном году
В муниципальном этапе Олимпиады по литературе принимают участие обучающиеся 7 – 11 классов образовательных учреждений – победители...
В современной литературе iconПрограмма по литературе для абитуриентов, поступающих на историко-филологический
На экзамене по литературе поступающий в Карельскую государственную педагогическую академию должен показать
В современной литературе iconУчебное пособие по общему финно-угорскому языку «Будинос»; Сайт Удгу «Финно-угорский мир»; Мультимедийный диск фу ноц гт
А. С. Измайловой-Зуевой «Языческие архетипы в современной удмуртской литературе» – аудитория 229, корп. I, УдГУ
В современной литературе iconРекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе второго этапа (город/район)
Олимпиада по литературе II этапа (городская/районная) проводится ежегодно в соответствии с инструкциями мо РФ
В современной литературе iconГосударственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»
Мир подростка в современной литературе : Обзор литературы / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [авт сост. Т. Ю. Ермолина]...
В современной литературе iconПорядок проведения вступительного испытания по литературе в форме собеседования
На выполнение письменных вступительного испытания по литературе даётся 3 астрономических часа (180 минут)
В современной литературе iconПорядок проведения вступительного испытания по литературе в традиционной форме
На выполнение письменных вступительного испытания по литературе даётся 4 астрономических часа (240 минут)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов