Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий icon

Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий



НазваниеВопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий
Дата конвертации21.07.2013
Размер52.55 Kb.
ТипДокументы
источник

Пресс И.А.

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Санкт-Петербург, Россия

irina1948press@yandex.ru


ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Совмещение активной трудовой деятельности и обучения в вузе – характерная особенность студентов, обучающихся в нашем вузе. Университет решает важнейшие социальные задачи, предоставляя возможность получения высшего образования представителям тех слоев общества, для которых по разным причинам очная форма обучения в вузе недоступна. К таким причинам можно отнести возраст, недостаточный базовый уровень довузовской подготовки, ограниченные финансовые возможности и др.

Объем технической, экономической, научной информации возрастает ныне лавинообразно. Современному человеку приходится постоянно повышать свою квалификацию, обновлять и совершенствовать свои навыки. Базовый уровень полученных в вузе знаний сегодня может рассматриваться лишь как стартовая площадка для последующего пополнения знаний и их развития, для постоянной мобильной коррекции профессиональных компетенций.

Концепция обучения в течение всей жизни («life-long learning») стала общепринятой в мире. Определяющие позиции в реализации данной концепции принадлежат образованию взрослых. Под образованием взрослых понимается единый комплекс процессов формального, неформального и информального обучения, обеспечивающий развитие интеллектуальных способностей человека, совершенствование его профессиональных компетенций и личностных качеств. При этом учебная деятельность сочетается с активным участием в производственной, социальной, семейно-бытовой сферах общественной жизни.

Методика обучения взрослых значительно отличается от традиционных педагогических методик. В большей степени это относится к обучению без отрыва от профессиональной деятельности. Социально-психологические особенности этой категории обучаемых требуют разработки специальных педагогических и технологических приемов обучения, особого педагогического дизайна построения учебных дисциплин, форм и методов контроля учебных достижений. Особенности взрослой аудитории диктуют иные критерии профессионализма преподавателя.

Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельному их достижению. Педагог играет роль наставника, руководителя, помощника, советника-консультанта. Роль современного педагога отнюдь не сводится к репродукции знания (знаниевая парадигма практически исчерпала себя, она не отвечает духу времени), его обязанность - обучить их методике самостоятельного добывания, «научить учиться».

Взрослые люди умеют ценить свое время и стараются тратить его рационально. Естественно, что взрослая аудитория весьма требовательна к убедительности обоснований необходимости и целесообразности изучения той или иной дисциплины. Это требует от преподавателя четкой постановки целей изучения дисциплины в начале учебного курса, обязательного разъяснения актуальности и практической значимости приобретаемых знаний. Создание высокого уровня мотивации к изучению дисциплины – одна из важнейших задач педагога. Наиболее сложно решается подобная проблема для общеобразовательных фундаментальных дисциплин математического и естественно-научного цикла, главной дидактической задачей которых является формирование у обучаемых современной научной картины мира. Высокая степень абстрактности, отсутствие прямой связи их содержания с профессиональными интересами обучаемых, недостаточно высокий уровень довузовской подготовки, довольно длительный период времени, прошедший со времен изучения азов этих дисциплин в школе – все это требует особого внимания для постановки целей обучения, для решения мотивационной задачи. Одним из путей решения проблемы является представление учебной дисциплины в качестве своеобразного интеллектуального тренажера, позволяющего развивать потенциальные возможности мыслительного аппарата, совершенствовать логику мышления, оттачивать умение анализировать и систематизировать разнородные факты и явления, развивать способности к адаптации в чуждой информационной среде. Часто именно такой акцент позволяет дать первый (остальные раскрываются позже – в процессе изучения дисциплины) ответ на вопрос будущего специалиста в области, например, организации автомобильных перевозок или безопасности движения: «Зачем нам эта физика (математика, химия)???».

Практико-ориентированный подход к обучению признан сегодня одним из основополагающих в процессе реформирования и модернизации образовательной системы. Содержательная компонента каждой учебной дисциплины должна быть четко ориентирована на профессиональные интересы обучаемых, учебный материал адаптирован к уровню их восприятия.

Традиционная знаниевая парадигма подразумевает теоретический способ организации учебной информации – изложение учебного материала дисциплины в соответствии с логической структурой научного знания. Это противоречит потребностям обучаемых получить знания и умения практически значимого (ситуативного) характера. Теоретические и прикладные знания устроены по-разному. Предложение первоначально освоить некую общую абстрактную модель, а затем использовать ее на конкретных объектах или процессах вызывает оправданный протест. Напротив, обучение на конкретных примерах и реальных системах позволяет осознанно придти к созданию обобщенной модели. Взрослый человек гораздо эффективнее усваивает знания, представленные ему на примере конкретной производственной или жизненной ситуации. Интерактивность обучения становится объективно необходимой.

Немаловажными являются и некоторые психологические аспекты. Взрослый человек достаточно самостоятелен, часто он сам принимает решения, руководит теми или иными процессами (на производстве, в семье, в коллективе). Оказавшись в роли обучаемого, он испытывает определенный дискомфорт от своего подчиненного статуса. Этот дискомфорт усиливают воспоминания о школьных временах, в которые он был полностью подчинен школьному учителю и зависим от его решений. Нынешний статус подсознательно расценивается как регресс, возврат к уже преодоленному. Решению проблемы способствует высокий авторитет педагога (который не возникает сам по себе, педагогу его нужно заслужить и заработать!), построение взаимоотношений между субъектами образовательного процесса на основе идеологии равенства, доверительного характера общения, творческого сотрудничества.

Применение современных информационно-коммуникационных обучающих технологий (ИКОТ) позволяет эффективно решать многие проблемы, связанные со спецификой обучения взрослых. Организационно-педагогическая модель обучения в условиях применения ИКОТ предоставляет студентам высокую степень самостоятельности, дает им возможность проектировать свою индивидуальную учебную траекторию, планировать работу в соответствии с уровнем своей занятости в других сферах деятельности, осваивать учебные курсы в доступном для себя темпе. Учебные электронные контенты предлагаются в структурированном виде, в виде отдельных учебных модулей, что позволяет планомерно изучать дисциплину. Методисты-тьюторы оказывают оперативную организационную помощь. Индивидуальные консультации преподавателя по учебным дисциплинам легко осуществимы через видеоконференц-связь, Skype, e-mail, чаты, форумы. Лекционные курсы и виртуальные лабораторные практикумы доступны в Интернете (например, на видеопортале YouTube), на CD и DVD. Результативность работы оценивается по мере продвижения по дисциплине с помощью четко организованного текущего контроля учебных достижений (компьютерное тестирование). Балльно-рейтинговая система позволяет оценить полученные результаты в сравнительном режиме. Таким образом, студент сам управляет процессом своего обучения и оценивает его успешность.




Похожие:

Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconПоиски эффективных способов организации работы студентов на базе современных информационно-коммуникационных технологий
Ой новинкой, заняв свое место среди других компонентов единой образовательной среды учебных заведений. Однако вопросы эффективности...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconРоссийская федерация республика карелия государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий приказ
Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 11...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconЛиукконен Наталья Владимировна, учитель биологии, химии, моу «Лицей №1»
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование исследовательских, проектных, информационно-коммуникационных технологий...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconРоссийская федерация республика карелия государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий приказ
Об утверждении Положения об Общественном совете при Государственном комитете Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconПерова Марина Викторовна Трансформация педагогической системы под влиянием информационно- коммуникационных технологий
Работа выполнена на кафедре управления образованием Педагогического института Южного федерального университета
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconПоложение о конкурсе учебно-методических материалов с использованием информационно-коммуникационных технологий
Настоящее Положение определяет содержание и порядок проведения конкурса учебно-методических материалов (умм) с использованием информационно-коммуникационных...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconСеверо-Западный государственный заочный технический университет Санкт-Петербург Пресс Ирина Александровна
Поиски эффективных способов организации работы студентов на базе современных информационно-коммуникационных технологий
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconПетрозаводский государственный университет
Об организации учебных семинаров и курсов повышения квалификации преподавателей и сотрудников Петргу в области информационно-коммуникационных...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconЗаочная физико-математическая школа тгу в системе дистанционного образования
Томского государственного университета на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Основное внимание уделено...
Вопросы педагогического дизайна в системе обучения взрослых на базе информационно-коммуникационных технологий iconАннотация примерной программы учебной дисциплины б 5 Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Цели и задачи дисциплины
Б 5 Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов