Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю icon

Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю



НазваниеАлферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю
Дата конвертации26.01.2013
Размер404.57 Kb.
ТипДокументы
источник


1

Алферов А.А.


КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

(опубл. в: Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Серия ォВосток - Запад Россияサ Ростов н/Д, 2001)


Под Возрождением будем понимать определенное идейное движение, имевшее место в 14 16 вв. Деятели этого движения задались целью возродить античность, античную культуру, античный образ жизни. Ближайшее прошлое (Средние века) воспринималось и оценивалось ими как, в общем, период темноты и невежества. Возродить античность, разумеется, не удалось (в истории подобное попросту невозможно), но плодом деятельности мыслителей и художников Возрождения явилось новое мировоззрение, которое воспроизводило определенным образом античность, но было именно новым мировоззрением. Оно не могло не быть новым и потому, что выражало новые потребности, и потому, что за спиной у мыслителей Возрождения находилось христианское средневековье, целая эпоха духовного развития, перечеркнуть которую было нельзя. В сущности мировоззрение Возрождения явилось неким синкретизмом христианского восприятия мира и античного, языческого мирочувствования. В сочинениях ренессансных мыслителей ссылки на античных философов соседствуют со ссылками на Священное писание и отцов церкви.

В этом мировоззрении, сформированном деятелями Возрождения, иным по сравнению со средневековьем было прежде всего восприятие человека. Если в Средние века подчеркивалась слабость человека, его несоизмеримость с Богом, а также его греховность, испорченность его природы, то теперь упор делается на подобии человека Богу, на том, что он - высшее и самое совершенное создание Бога. Подчеркивается могущество человека, то, что он, наделенный разумом, назначен повелевать всей природой. Превозносится его творческий потенциал - в способности человека к творчеству усматривается его богоподобность. Реабилитируется человеческая телесность, вновь, как в античности, восхваляется красота человеческого тела. Подчеркивается, что природа человека причастна и земному, и божественному, объединяет в себе то и другое. Человек рассматривается как центр Вселенной, микрокосм, вбирающий в себя весь мир. Пико делла Мирандола в своей знаменитой ォРечи о достоинстве человекаサ à鞣琿 ⅲ髜褊濵 頌ë™ü濵 î粢à æ   裙 ð頏鮏 è浯 ⅰ蒟å澵ⅲ, 鈞萵澵ⅲ, - テⅲî蕈 萵籵 褌 髜鮏 糺碚, 粽銕鮻濵 îó 頏魵瑣 鵫 髜   í î趺 瑣 碚胛粹隯, © 鈞粨 ⅳ 淲胛 î胛.

Возрожденческий идеал склоняется к деятельному, активному в мирской жизни человеку, и в этом сказывается влияние новой социальной реальности и проявляется новое в трактовке человека по отношению не только к Средним векам, но и к античности. В античности в целом выдерживался идеал созерцательного человека, мудреца, проникающего умственным взором в тайны мира и постигающего суть бытия, - активность человека в сфере повседневной практической жизни ценностным содержанием не наделялась. Исключение составляла лишь гражданская активность человека, его участие в политической жизни, в государственных делах, его служение общественному благу, - античность высоко оценивает подобную активность и вменяет ее человеку. Возрождение, провозгласив ориентацию на античность, хотело бы вполне следовать античным ценностям, но в точности следовать им, однако, не может. Высокая гражданственность древних греков и римлян в общем принимается, и мыслители итальянского Возрождения, стремясь к укреплению современной Италии и ощущая себя наследниками великого Рима, и сравнивая с ним современную итальянскую политическую действительность, постоянно ставят своим соотечественникам в пример гражданскую и военную доблесть их предков римлян. Что же касается античного идеала созерцательности, то он оказывается, в общем, не согласующимся с новой социальной реальностью и потому отношение к нему у мыслителей Возрождения противоречивое. Франческо Петрарка, стоявший у истоков движения Возрождения, прославляет беззаботную уединенную жизнь вдали от городской суеты, досуг, заполненный размышлениями, усматривая в таком образе жизни подлинную свободу человека 1. Другие представители Возрождения как бы колеблются между признанием достоинства созерцательной и достоинства деятельной жизни и пытаются совместить эти противоположные принципы, либо определенно высказываются в пользу деятельного человека, против праздности. Так, рассуждая на тему о роли фортуны в жизни человека, они склоняются к выводу, что фортуна благоволит деятельным людям.

Вместе с тем наряду с мотивом гражданственности, служения общественному благу, государству - мотивом, объединяющим Возрождение с античностью, - появляется у ренессансных писателей и û   ð ⅰ蒟å澵顥 髜ü籵 î粢 î趺 瑙頸ñ… ⅳ 髜粢澵顥 髜…鈞澵ⅲ î…  鈞… 浯鵫, 髜鮏燾è 頌ó瑟 è碚 îðⅲ  炫™ 跖鈿 竟蒻粨蔘琿í 蒟…ü濵 - û 蒻í頏… 瑙隯 è粽鉗湜褌, 粡… à î マ鶴珸瑣褄í © ⅳ濵湜 琿å胛… ヒ褓浯 チ瑣 タü砒 ォミ鶴 ヤⅱ浯サ 2. ナó ð鞣鞴褄瑰 碯 à, î î ë鏆 蒻: 鮏湜 î蒿褞跖籵™ 浯蔘 å, 蓿韃 ⅰ頏… 浯 蒡 褪è ë鏆 浯 î硴… ン à - 跖鈿 蒟 浯蔘 å - 碚聰 鈿瑣濵 í 碚 îå炅 î胚 ⅱⅳñ…, 鈞蒟 ⅲ鐱 î葢鮏燾 àí 髜à… ë魵 浯 肛砒ü. ハⅱ珮è - © 蒟珞 胛萵 - ë珞瑙韃 浯 湜 裔 碚ü 粮褥顥 齏韜 浯… 浯 湜 蒟 濵 í 趺 î葢褞趺燾 碚ü ⅰ瑰濵 浯炫 浯 琿 齏 浯 î葢鮏燾 àí タ 蒡 - © îå鈿鐱 頌ó î粢 浯 湜 ë鏆褪 鮏竟ⅸó îà聰褪 浯 î胛 , 濵 鶴珸鏆瑯…,  í ó 糂裙 îî聰™ ðⅰû î å, 韈砒肬 àí裨. ヘ 湜 淲  îôⅱ 砒褶濵, à 浯 浯蔘粹顥 å 裔… î澵鐱 齏, - 鈞 浯蒟跫

Задаваясь вопросом, от чего зависит жизнь человека, что ее определяет, мыслители Возрождения обращаются прежде всего к традиционному представлению о судьбе, провидении, фортуне. Но они © 淲 魲湜籵™… 萵å 鈔鞣 û   í魲鮱 鈞粨 ⅳ î胛 î粢à, ⅳ 裙 浯鵫粽 褞蒻…, 鸙™礪…. ネ, 髜 髜栁蒻湜 © 葢 鉈顆燾 ð…î ðⅳ鞣ⅰ鸙鮻燾 òⅱ 髜î粱褊濵 í 糺葢鞳琿 鉅   硴璢ⅲëí浯 瑕粹隯, 蒟…ü燾 - ò褞燾 鉅 韲褊濵 淲瑙鵫 û

У ренессансных мыслителей находим также рассуждения об отношении добродетели и Фортуны - рассуждения о том, зависит ли добродетельность человека от Фортуны или нет. Эти рассуждения у них навеяны античной философией, в особенности стоицизмом. И они перенимают у стоицизма мысль о том, что добродетель не зависит от Фортуны, что в любом положении человек способен следовать добродетели и исполнять назначение человека. В частности, они подчеркивают, что не имеет значения происхождение человека (определяемое Фортуной), что человек и незнатного происхождения может быть благородным в силу своей добродетельности, что все зависит от самого человека, от того, как он проживет свою жизнь.

А другая мысль, ограничивающая власть Фортуны над человеком, выставляемая Возрождением, - это уже упоминавшаяся мысль о том, что Фортуна благоволит деятельным людям. В сущности данная мысль подразумевает, что человек сам строит свою жизнь. В сущности эта мысль вступает в противоречие с представлением о Фортуне, потому что получается, что судьба человека зависит от его активности и предусмотрительности, то есть находится в его собственных руках. И все же фортуна была нужна ренессансным мыслителям - ведь отвергнуть ее значило бы признать, что деятельным и добронравным людям всегда и безусловно сопутствуют в жизни успех и счастье, а этого зафиксировать мыслители Возрождения не могли. Они стремились обосновать деятельного человека, и если бы они могли заявить, что деятельному человеку всегда сопутствует успех и счастье, то они, без сомнения, и провозгласили бы это. Но они не могли заявить подобным образом и должны были оставить Фортуну для объяснения тех случаев, когда деятельность тем не менее не приводит к успеху. Фортуна была им нужна, так как она несла представление о неопределенности и непредсказуемости. И вот таким образом, по-видимому, родилась эта мысль, что Фортуна благоволит деятельным людям.

В воззрениях на историю писатели Возрождения, пожалуй, далее всего отошли от средневековой парадигмы мышления и наиболее отчетливо выявили тенденцию к секуляризации мысли, свойственную Возрождению. Они перестают рассматривать события истории как осуществление скрытого божественного замысла и берут события в их феноменальном прагматическом значении. Но вместе с теологической канвой у них оказывается утраченной четкая линейная направленность всемирной истории, имевшая место в средневековой историографии и происходившая как раз от этой теологической подкладки. И не случайно историки Возрождения теряют интерес к созданию всемирных историй человечества и пишут преимущественно историю отдельных государств, народов.

Именно у писателей Возрождения родилось представление о ォ裝湜 粢àõサ,  褥 髜 ©î, ð黑褂ⅸ濵 å趾 瑙ⅲ™ 濵糺 糅褌褊褌. ツ 銛ü 蒻è鮱 褊褊韃 頌 (…鍄粽 - 頌瑙粽) 褊齏ⅲ 頷ⅳ黑顆褥è î 鈞 ðⅸ濵 粢齏ⅲ 頌魲 粨蒟 蒟å湜… 頌 浯 ォ蓿裘™サ, ォ裝™サ ォ濵糒™サ. ツ  趺 糅褌… 鈿瑙韋 û頸褄裨 ツ鰀趾褊 瑙齏瑰 鵫粢澵 裝淲粢î紆™ 蔘琿íⅲ 粽…… 頌 î î 葢 頌韲 å鮏瑟 - 瑙ⅲ 頌瑙鵫 ©î (裝淲粢î紆™) - ð韵頌鏆琿頌 ðⅳ鞣ⅰ鸙鮻燾 ⅷ褊ⅸ燾 鈿璞褊. メ鸙ê å îåè å瑟 ⅷ褊è: 褥è 淲 …鍄粽 ⅷ褊鞣琿ⅲ à 鉈 頌瑙 © à 蒡碣  å 裝淲粢î紆 ⅷ褊鞣琿ⅲ 淲聰粹 - à 淲粢趺粢澵鮱 籵瑩鮱 糅褌…, - 濵粽 糅褌…, 髜栁蒻糲裹 瑙ⅲ™, û鞣褥… à 裹 î糘ⅱ褊韃, - î鉅粹 ネ  à 濵粽 糅褌… û齏ⅲ 粽鈔湜褌 瑙ⅲ,  髜鉋籵糲韃  å鮏 頌 ⅱ璞鞣琿頌 ð,  褥 à 碚 粽銜鮻萵à 褌 頌魲 ð魵ⅱⅳ 頌îü鉋籵糲 瑙隯 û頸褄…è. ンó, 銛å褪, ⅲ髜粽籵à 鈿瑣褄í 濵粲 蒟…å ツ鰀趾褊 浯 î蓿琥瑙韃 瑙隯 髜銹瑟.

Однако и в отношении восприятия истории повторить античность мыслители Возрождения не могли, из чего рождалась противоречивость их позиции, - противоречивость, свойственная мировоззрению Возрождения вообще. Что касается истории, то воспроизводству ими античной схемы исторического круговорота мешало иное восприятие времени, роднившее их как раз со Средними веками, а вовсе не с античностью. Так, например, Петрарка говорит о стремительном беге времени, о краткости переживаемого момента, о том, что все поглотит в конечном итоге забвение 3. Это - вовсе не античное восприятие времени. Кредо античности состояло не в том, что все проходит, а в том, что все пребывает вечно или вечно возвращается. ォВсе города, все государства, все царства смертны; все когда-нибудь кончается, естественно или насильственно», - пишет Гвиччардини, один из крупнейших историков Возрождения 4.

Отличается Возрождение от средневековья и античности и пониманием движущих сил истории. Историки Возрождения, как мы отметили, отбросили трансцендентализм средневекового понимания истории, отбросили представление о провидении, скрыто управляющем ходом событий и ведущем его к нужному финалу. Поэтому исторические события у них предстают в их чистом феноменальном облике и причиной, определяющей события, оказываются люди, их деятельность. Нужно заметить, что наиболее видные историки Возрождения были политиками, занимавшимися практически-политической деятельностью и разрабатывавшими политическую теорию. И писали они политическую историю, причем стремились извлечь из нее определенные политические уроки. Человеческая деятельность, определяющая ход событий, предстает у них как политическая и гражданская активность и деятельность людей и, прежде всего, как деятельность государственных мужей, политических вождей, военачальников, дипломатов, к личностям î 頌è ツ鰀趾褊 ð粱…™ åⅲå澵鮱 粹韲瑙韃, 蒟à… 頷 ò褞 î碯趾褊 ð裝å 瑙琿韈 マ…粱…™ 竟 í îè韲 瑟, ⅲ髜瑟 胛萵褊濵胛 ð珞å湜…, à鞣 湜 鮏炫 韈 肭珞燾 ð顆竟 ðⅷ粢湜… 齏 琅à 胛萵. タ 硴璢ⅰ…鐱 îè韃  ⅰ… 趺 à鞣… 韲 à ð鮏 蒟…ü濵 胛萵褊燾 ó趺 ó蓿顥 鈞î濵萵å

При подобном подходе к истории в ней, однако, не обнаруживается какой-либо закономерности. Поэтому для объяснения исторических событий мыслители Возрождения прибегают к представлению о Фортуне. Это представление является у них, в сущности, как и в случае с решением вопроса об обусловленности отдельной человеческой жизни, формой констатации непредвидимости и непредсказуемости конечных результатов человеческой деятельности. Сопряжение деятельности и Фортуны применительно к истории означало, что история вершится людьми, но ход исторических событий непредсказуем.

Наиболее значительными историками Возрождения были Никколо Макиавелли (1469 1527) и Франческо Гвиччардини (1483 1540). Остановимся несколько на Макиавелли - историке и выдающемся политическом мыслителе Возрождения. Уроженец Флоренции, он был свидетелем сложной социально-политической жизни родного города, 鈞湜à î ð褪瑩… 粽 ⅱ褊鴦î ð珞頸褄ñ 胛蕘 èè.

Макиавелли прославляет гражданскую позицию человека, находящую выражение в заботе об общем благе, об интересах государства. Примеры и образцы высокой гражданственности он, как и другие мыслители Возрождения, черпает прежде всего в античности. Единство и прочность государства являются для него безусловным приоритетом. Он исходит из того, что хорошо организованное и сильное государство является благом для живущих в нем людей. Обращаясь к истории Флоренции, он говорит, что хотел бы повествовать о храбрости воина, о доблести полководца, о любви к отечеству гражданина. Но, описывая жизнь Флоренции, он вынужден констатировать, что в ее истории (в отличие от истории Рима), преобладали и действовали чаще всего узко-партийные и личные интересы людей, выливавшиеся в конфликты и распри внутри государства, которые ослабляли государство, приводили к власти иноземных правителей и едва не погубили его. Недостаток республики как формы государственного устройства он усматривает как раз в том, что в республике трудно достичь единения, поскольку в ней разногласия между гражданами приводят к образованию враждующих партий, жаждущих преобладания и ведущих ожесточенную борьбу за власть. Благом для государства было бы избежать появления таких враждующих партий - полагает Макиавелли. Впрочем, он замечает, что если к партийным разногласиям не примешаны личные цели, то соперничество партий вокруг того, кто больше возвеличит государство, может быть ему и полезным.

Политические симпатии Макиавелли склонялись, в общем, в сторону пополанов - зажиточных слоев городского населения, цеховой верхушки. Нобилей (аристократию) он осуждает за их высокомерие, пренебрежение к народу, стремление действовать самовластно, что вызывало возмущение народа и приводило к социальной борьбе. Но, описывая, как в этой борьбе во Флоренции нобили в конце концов были побеждены, Макиавелли, всегда имеющий в виду интересы государства, замечает, что вместе с ними во Флоренции угас и воинский дух, свойственный вообще нобильскому сословию, в результате чего она стала слабее и отныне для ведения войн стала прибегать к чужеземным наемным войскам, что, по его мнению, очень нежелательно и опасно для всякого государства. Определенно негативное отношение у Макиавелли к народным низам, к черни, которую он порицает за непостоянство, склонность устраивать беспорядки, пренебрежение государственными интересами, готовность к разрушительным действиям.

Устанавливает ли Макиавелли какую-либо направленность исторического процесса? В ォРассуждениях о первой декаде Тита Ливияサ он предлагает схему круговорота политических форм, взятую им у Полибия: сначала утверждается монархия, затем она вырождается в тиранию, свержение тирании приводит к установлению аристократической формы правления, трансформирующейся затем в олигархию, свержение олигархии ведет к установлению демократии, которая быстро превращается в полное своеволие, анархию, после чего вновь утверждается самовластие и цикл развития повторяется 5. Речь здесь у Макиавелли не идет о всеобщей истории - он устанавливает определенную закономерность политического развития в рамках отдельных государств. При этом он отмечает, что почти ни у одного государства не хватает сил пройти весь этот цикл развития, устояв во всех переменах. Он принимает также мысль Полибия о том, что в результате сложения черт положительных форм правления (монархии, аристократии и народовластия) может возникнуть устойчивая форма государства, находящаяся вне действия упомянутого круговорота. В качестве примера таких государств Макиавелли указывает на республиканский Рим и Спарту.

В ォИстории Флоренцииサ о развитии государств он пишет следующее: ォПереживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку. Поскольку уж от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже не способны к дальнейшему подъему, неизбежно должны приходить в упадок, и наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванные беспорядками, они не в состоянии пасть еще ниже и по необходимости должны идти на подъем. Так вот всегда все от добра снижается ко злу и от зла поднимается к благуサ 6. Иногда и это высказывание Макиавелли истолковывается как утверждение им идеи исторического круговорота 7. Но если вдуматься в это рассуждение, то найдем, что он говорит здесь не о возвращении, не о повторении, а о преходящем характере всякой социальной действительности: мысль Макиавелли состоит в том, что не может длиться вечно ни состояние порядка, ни состояние беспорядка. В ォРассуждениях о первой декаде Тита Ливияサ он напишет: ォ…Все человеческое непрочно, и дела людей, будучи непостоянными, должны возвышаться или падать» 8. Никакой направленности исторического процесса подобный взгляд на социальное развитие не устанавливает. Одни страны идут на подъем, другие государства в это же время утрачивают гражданскую доблесть, и баланс в мире в целом остается одинаковым 9. Что касается современной ему Италии, то Макиавелли убежден, что она утратила античную добродетель и низко пала по сравнению с древним Римом.

Определяют исторический процесс у Макиавелли люди, и именно - выдающиеся, незаурядные в том или ином отношении люди, доблестью которых он откровенно восхищается, любуется. Таков Каструччо Кастракани, правитель Лукки, успешно воевавший с Флоренцией, который под пером Макиавелли предстает талантливым полководцем и умным государем (см. ォЖизнь Каструччо Кастракани из Луккиサ 10). Верно отмечает Бенедетто Кроче, что государь для Макиавелли есть также и принцип истолкования событий 11, то есть принцип объяснения, почему нечто совершилось так, а не иначе. При рассмотрении образования государств или изменения общественного строя на передний план у Макиавелли всегда выходит фигура законодателя, закладывающего основы того или иного государства и предопределяющего таким образом его жизнеспособность, его будущее. Народная масса у Макиавелли - это материал, которому сообщают те или иные формы общественной жизни вожди, законодатели, политики. Недовольный современным ему положением Италии, он напряженно ждал и искал такого выдающегося человека, который был бы способен решить задачу объединения Италии и избавления ее от чужеземцев.

Однако деятельности и самых выдающихся людей не всегда сопутствует успех. И потому в исторических и политических трактатах Макиавелли фигурирует фортуна, судьба. Всякий раз, как он фиксирует роль случая, стечения обстоятельств в том или ином развертывании событий, он упоминает о судьбе, о воле неба. Так, например, ォпо воле неба, уже подготовлявшего будущие бедствияサ, Готье, герцог Афинский, прибыл во Флоренцию как раз тогда, когда закончилась провалом попытка флорентийцев овладеть Луккой, так что возникшее по этой причине в народе крайнее недовольство правительством помогло Готье сделаться государем Флоренции. ォНеутоленная еще злая судьба вновь погрузила страну в бедствияサ, - неоднократно говорит Макиавелли в своей ォИстории Флоренцииサ.

Но с судьбой, как оказывается, человеку можно и поспорить, бросить ей вызов. Об одном историческом эпизоде Макиавелли повествует следующим образом: ォХотя многие советовали ему бежать и спасти хотя бы свою жизнь, поскольку все равно не удастся спасти государство, он (Санти Бентивольо, правитель Болоньи, - прим. авт.) тем не менее решил бросить вызов судьбе, взялся за оружие, вдохнул мужество в своих сторонников» - и победил. В ォГосудареサ フ瑕鞨粢ë è ォÌ鮻濵, 蔘à褪 í 頸瑣 鈞 ð珞蔘,  蕈矜 ⅱ…赳褪 îî粨濵 浯 îî 濵 粱… 蓿鵫 îî粨濵 齏 鶴鸙 胛 í ð裝ⅲ粱…褪 浯 è» 12.

В политических и исторических размышлениях Макиавелли фигурирует также природа человека, которая мыслится им неизменной и которая служит у него, как и у Фукидида, объяснению поступков людей. При этом побуждения людей в его изображении большей частью эгоистичны - жадность, честолюбие, зависть Люди склонны скорее ко злу, нежели к добру, - полагает Макиавелли. Поэтому правителю, - считает он, - нельзя быть только лишь добрым, но надо уметь отступать от добра, так как в людях, которыми он правит, есть не только добро, но и зло. Сталкиваясь со злым в человеческой природе, государь, желающий исповедовать добро во всех случаях, неминуемо погибнет.

Макиавелли - политический мыслитель. И мыслит он категориями ォнародサ, ォгосударствоサ, ォгосударьサ. Благополучие и могущество государства предстают у него высшим законом политики. Добродетель, которую он знает, - гражданская добродетель. Во всяком случае, это у него - высшая добродетель. В устроенном государстве все хорошо: добрые нравы подкрепляются и упрочиваются хорошими законами, а законы опираются на добрые нравы. Но если народ развращен, то он являет собой испорченный материал, и здесь уже не помогут и хорошие законы, но требуются какие-то чрезвычайные меры и выдающиеся деятели для того, чтобы вернуть народ к добродетели, если это вообще возможно. Неразвращенный народ добронравен, благочестив, свободолюбив. При таком народе легко учреждается и поддерживается республиканский строй, при развращенном же народе общественный порядок можно установить лишь с помощью единовластия. Неразвращенным был римский народ в период Республики, современная же Италия, по мнению Макиавелли, дает пример развращенности. Особенно его угнетала раздробленность Италии, делавшая ее бессильной перед лицом ее могущественных соседей. И он мечтал о государе, способном изменить ситуацию в стране и создать централизованное итальянское государство.

1 См.: Петрарка Ф. Об уединенной жизни // マ褪ヤ. ムⅸ竟褊 îèîåè韃. フ., 1998.

2 См.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения ( ХV 粢). フ., 1985.

3 Петрарка Ф. О средствах против превратностей судьбы // マ褪ヤ. モà  ム. 183 184.

4 Гвиччардини Ф. Соч. М., 1934. С. 167.

5 См.: Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. С. 118 122.

6 Макьявели Н. История Флоренции. М., 1987. С. 181.

7 См. напр.: Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С. 298.

8 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. С. 130.

9 См. ォРассуждения о первой декаде Тита Ливияサ, вступление к книге 2.

10 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худож. Литература. 1982.

11 См.: Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998. С 140.

12 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. С. 103.


1




Похожие:

Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconЛитература Средних веков и эпохи Возрождения
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconРизалиты
Поиски путей в развитии искусства Титанов эпохи Возрождения( Леонардо, Рафаэль, Микеланджело)
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconТесты задания с 1 по 11 по 1 баллу за каждый правильный ответ
Заполните таблицу, соотнося деятелей культуры эпохи Возрождения с их видом деятельности. Максимальный балл – 15
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconА. А. Алферов зачем и. Кант интерпретировал мировую историю как целенаправленный процесс?
Нужно отметить, что эта задача, собственно, и реализовывалась так или иначе европейской философией истории на протяжении следующего...
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconВозрождение в Италии Периоды эпохи Возрождения
Работал главным образом во Флоренции где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений. В...
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconПрограмма «Культура Возрождения». ( Автор: к ф. н, доцент Е. Н. Савельева)
Предусматривается сочетание теоретического осмысления и опоры на феноменологический материал (литературные источники, произведения...
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconСловарь архитектурных терминов Капитель
Ордера архитектурные. Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской...
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconВведение в историю культуры Направление подготовки 033000 Культурология Дисциплина «Введение в историю культуры»
Дисциплина «Введение в историю культуры» входит в состав базовой части профессионального цикла б фгос подготовки бакалавров и является...
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconСовременная культура китая рабочая программа
Китая, включая историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру, а так же в культурно-просветительской деятельности в...
Алферов А. А. Культура эпохи возрождения: взгляд на историю iconПрограмма учебной дисциплины Культура, литература, религия атр
Атр, включая историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру, а так же в культурно-просветительской деятельности в области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов