Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 icon

Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5



НазваниеСогласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5
Дата конвертации29.03.2014
Размер323.31 Kb.
ТипПротокол
источник

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет лингвистики и словесности


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

________________С.Г. Агапова

«___» ___________ 2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудные вопросы русской орфографии и их освещение в вузовских и школьных учебниках


Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Магистерская программа: «Методические технологии в филологическом образовании»

^ Квалификация (степень) выпускника: магистр

Кафедра русского языка и теории языка

Курс 1, семестр 1

Форма обучения: очная


Программа разработана: И.В. Нефёдов, к.ф.н., доцент

Рецензент: Г.Д. Скнар, к.ф.н., доцент


^ Ростов-на-Дону – 2012



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности

протокол заседания от 11.12 2012 № 2

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры русского языка и теории языка протокол заседания от 6.12.2012 №5






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры русского языка и теории языка

от 6.12.2012 № 5


1. Цели освоения дисциплины

  • Курс «Трудные вопросы русской орфографии и их освещение в вузовских и школьных учебниках» призван обеспечить студентов методикой работы над трудными случаями русской орфографии.

  • Задачи дисциплины:

    Курс «Орфографическая работа с элементами текстоведения (лингвистический и филологический анализ)» призван решать следующие задачи:

- систематизировать и углубить теоретические знания по основным орфографическим и пунктуационным правилам;

  • совершенствовать методику обучения орфографии;

  • рассмотреть основные трудные вопросы орфографии;

  • формирование умения анализировать художественные тексты.



^ 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Дисциплина «Трудные вопросы русской орфографии и их освещение в вузовских и школьных учебниках» (М2.В2) относится к дисциплинам курса по выбору. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как современный русский язык, методика преподавания русского языка, теория и методика преподавания русского языка в старших классах, филологический анализ текста, орфографическая работа с элементами текстоведения.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не

просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.


Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:


Современный русский язык:

Знания: о предмете и задачах лингвистической науки, базовых лингвистических понятиях и терминах: система языка, фонетическая система, сегментные и надсегментные единицы, знак, звук, классификации звуков, фонема, классификации фонем, фонетическая позиция, позиционная мена звуков, позиционные изменения звуков, позиционная мена фонем, аллофоны, фонологическая школа, парадигматика и синтагматика звуков; фонем, слог, классификации слогов, принцип восходящей звучности, типы слогов (фонетический, графический и т.д.), ударение, типы ударения, акцентологическая норма, фонетическая транскрипция, фонетический и фонологический анализ, орфоэпия, нормы произношения, графика, буква, алфавит, значение букв, слоговой принцип русской графики, графический анализ, орфография, морфофонематический принцип орфографии, отступления от основного принципа орфографии, орфограмма, типы орфограмм, орфографический анализ. Лексика, лексема, лексическое значение, лексико-семантический вариант, сема, структура значения; денотат, сигнификат, коннотации; номинативная функция, экспрессивная функция, когнитивная функция, эстетическая функция; системные отношения слов, синтагматические, парадигматические, эпидигматические отношения слов; лексико-семантические категории, синонимия, антонимия, паронимия, гипонимия; омонимические соответствия, структура многозначности, регулярная многозначность, типология лексических значений, метафорическое, метонимическое переосмысление слов, закон семантического согласования слов; согласование лексем по признаку образности; социолингвистический аспект исследования лексики; характеристика слов по сфере применения, на основе стилистической дифференциации, по степени употребительности, по происхождению, метаязык словарей, морфема. Морф. Основа слова (производная/непроизводная; производная/производящая). Основа словоформы. Корневые и аффиксальные (префиксальные, суффиксальные, постфиксальные) морфемы. Окончание. Интерфиксальные (асемантические) морфемы. Словообразовательный формант. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная цепочка. Словообразовательная парадигма. Словообразовательный тип. Способ словообразования. грамматическая категория; грамматическое значение; грамматические классы слов; лексико-грамматические разряды; части речи; категориальное значение; семантические и грамматические признаки; грамматическая парадигма; способы выражения грамматических значений: синтетические и аналитические; категория рода; категория числа; категория падежа; склонение и его типы; система форм качественных имен прилагательных: полные/краткие формы, степени сравнения; грамматические признаки числительных; словоизменение числительных; лексико-грамматические разряды местоимений.

Умения: применять полученные знания и умения на практике, анализировать фонему как единицу, выполняющую различительную функцию (определение оппозиций фонем, их интегральных и дифференциальных признаков, установление сильных и слабых позиций фонем, объединение в соотносительные ряды и т.п.) и важность применения этой методики к изучению значимых единиц языка; проводить фонетический, фонологический, графический и орфографический анализ слов; транскрибировать текст, работать с орфоэпическими и орфографическими словарями; правильно выделять грамматическую форму в любом слове, выявлять свойства грамматических категорий, квалифицировать принадлежность словоформ текста к той или иной части речи; определять признаки лексико-грамматической разрядности.

Навыки: лингвистического анализа единиц различных языковых уровней, оперировать языковым материалом и примерами из основных языков мира, основными методами и приемами анализа лингвистических явлений различного типа.


Теория и методика обучения русскому языку

Методика преподавания русского (родного) языка как наука.

Общее понятие о методике. Предмет методики. Задачи методики. Связи с наукой о языке, с психологией, с теорией речевой деятельности, с логикой и литературоведением. Принципы обучения русскому языку. Интерпретация общедидактических принципов в методике русского языка. Методы исследования в методике преподавания русского языка. Условия обеспечения высокого научного уровня решения задач методики. Изучение и обобщение передового опыта школ и учителей. Изучение истории методики.

Русский язык как учебный предмет в средней школе.

Цели изучения русского языка в средней школе. Состав школьного курса русского языка.

Структура школьного курса русского языка. Преемственность от класса к классу. Последовательность изучения и распределения учебного материала между классами. Время изучения русского языка в школе. Учебник как ведущее средство обучения. Пособия, дополняющие учебник.

Организация учебного процесса по русскому языку в средней школе

Планирование учебного материала. Календарный план. Тематический план. План урока.

Условия эффективного проведения уроков. Развитие у учащихся потребности обращаться к межпредметному материалу и умения пользоваться им.

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку. Организация занятий с учетом преемственности. Организация занятий с учетом перспективности.

Урок русского языка. Типология и структура уроков русского языка. Проверка усвоения учащимися знаний о языке.


Методика изучения фонетики, лексики и грамматики.

Цели изучения разделов науки о языке. Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке. Лингвистические понятия как учебные единицы, лингвистические факты как учебные единицы, требования к усвоению учащимися знаний о языке. Учебно-языковые умения.

Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы. Методика работы над новыми языковыми явлениями. Повторение сведений, раннее полученных учащимися, или смежных, имеющих важное значение для познания нового явления. Поэтапное изучение нового языкового явления. Этапы освоения учащимися нового языкового явления.

Методы формирования учебно-языковых умений. Фонетические упражнения, фонетико-графические упражнения. Лексико-фразеологические упражнения. Словообразовательные упражнения. Морфологические упражнения. Синтаксические упражнения.

Методика орфографии.

Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка. Теория русской орфографии как научная база ее школьного курса. Понятие об орфограмме как специфично орфографическом явлении. Принципы русской орфографии и обучение правописанию. Правила русской орфографии.

Психолого-педагогические основы формирования орфографических навыков. Орфографические упражнения. Процесс обучения орфографии. Обучение орфографии в период повторения материала за начальные классы. Работа над навыками орфографии 10-11 классах.

Орфографическая подготовка учащихся к изложениям. Предварительная орфографическая подготовка учащихся. Непосредственная подготовка учащихся. Орфографическая подготовка учащихся к сочинениям. Работа над орфографическими ошибками учащихся. Причины появления у детей орфографических ошибок. Предупреждение орфографических ошибок в письменных работах учащихся.


Основные понятия дисциплины: аналитическое умение, аспект обучения, аудирование, базовый уровень образования, виды речевой деятельности, говорение, деятельностный подход, диалог культур, диалогическая речь, дидактические принципы, дифференциация, знания, изобразительно-выразительные средства языка, индивидуализации принцип, интеграция, информационные текхнологии, когнитивно-коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, коммуникативность, коммуникативные умения, коммуникативные установки, компетенция, культура речи, культуроведческая компетентность, культуроведческий аспект, лингвистическая компетенция, лингвистическая рефлексия, лингводидактика, лингвострановедение, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированный подход, межпредметные связи, метод обучения, метод проектов, монологическая речь, мотивация, навыки, наглядность, национально-региональный компонент, образовательная область, образовательный стандарт, общение, общеучебные умения и навыки, описание, письмо, повествование, подход, предметная область, принцип, принцип индивидуализации обучения, принцип коммуникативности, принцип сознательности, принцип текстоцентричности, продуктивные виды речевой деятельности, профильный уровень образования, профильное обучение, рассуждение, рефлексия, рецептивные виды речевой деятельности, речевая деятельность, речевая ситуация, речеведение, речеведческие понятия, речевые жанры, речевые умения, речь, речь коммуникативно-целесообразная, речь правильная, ситуация общения, словесность, слушание, содержание образования, сознательно-коммуникативный подход, средства наглядности, средства обучения, стандарт образования, стили речи, сфера общения, текст, текстоцентризм, технология обучения, типовой фрагмент текста, типы речи, умения, учебник, учебно-методический комплекс, учебно-операционные умения и навыки, федеральный компонент стандарта, филологическое образование, филология, функциональная стилистика, функционально-семантический подход, функционально-смысловые типы речи, функциональность, цель, чтение, элективный курс, этап обучения, языковая компетенция, языковедческая компетенция, языковой портфель, языковые знания.


Текущая аттестация качества знаний: на практических занятиях проводится проверка качества усвоения знаний и степени овладения навыками.

Итоговая аттестация: в 7 семестре по экзаменационным вопросам проводится экзамен, включающий два теоретических вопроса и практическое задание. Студенты также выполняют домашнюю контрольную работу.


Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок учащихся (методы и приемы)

Орфографическая грамотность человека. Орфографическая зоркость. Грамматические ошибки. Типичные речевые ошибки и недочёты. Правописание производных предлогов. Наречия и местоимения с предлогами. Наречия и омонимичные сочетания слов. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями. НЕ с глаголом и глагольными формами. Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание суффиксов причастий. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Склонение количественных числительных. Разделительные Ъ и Ь. Правописание сложных слов. Правописание О-Ё-Е после шипящих. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Правописание безударных гласных в корне слова. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах. Фонематическая концепция русского правописания. Метод программированного обучения как система методических средств предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок. Модель развития грамотного письма учащихся старших классов на основе программированного обучения. Принцип опоры на имеющиеся знания. Принцип сотрудничества между учителем и учеником. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей. Выполнение самых разных упражнений одновременно и сразу на все правила орфографии. Принцип изучения всех правил в контексте письма. Выполнение разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Комбинированное восприятие и запоминание. Упражнения, необходимые для формирования орфографической зоркости. Метод пропедевтического обучения. Метод поэтапного формирования умственных действий. Метод программированного обучения.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: пути  совершенствования  орфографической  подготовки  школьников, пути решения орфографических задач  в  корне слова, орфографических задач  в  окончаниях имён существительных, в  личных окончаниях глаголов, способы повышения эффективности обучения применению правила  написания безударных гласных  и  парных  по  глухости – звонкости согласных  в  корне  слова

    Уметь: превратить знания школьников в устойчивые навыки, анализировать слово с фонетической стороны, устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, подвести орфограмму под соответствующее ей правило, анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования

    Владеть: современными методиками обучения орфографии с элементами текстоведения в средней школе.



^ 4. Структура и содержание дисциплины «Трудные вопросы русской орфографии и их освещение в вузовских и школьных учебниках»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

п/п

Раздел дисциплины

семестр

неделя семестра

Распределение часов

^ Формы текущего контроля успеваемости

лекции

практич.

КСР

самост. работа

всего

1

Принципы рассмотрения трудных вопросов орфографии в учебной и научной литературе

11

1-6

2

8




26

36

ПР-1

2

Трудные вопросы орфографии

11

7-11

2

8




26

36

ПР-4

3

Трудные вопросы пунктуации

11

11-15

2

8




26

36

ПР-2

УО-3




ИТОГО







6

24




78

108






^

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Содержание модулей дисциплины


№ мо­дуля

Наименова­ние модуля

Содержание модуля

Форма те­кущего контроля

1

2

3

4

1.

Принципы рассмотрения трудных вопросов орфографии в учебной и научной литературе

^ Краткое содержание

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание О-Ё после шипящих.НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание приставок. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. Правописание суффиксов глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов действительных причастий. Правописание суффиксов страдательных причастий. Омонимия частей речи. Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний. Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний. Правописание суффиксов наречий О, А.Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем. Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм. Разделительные Ь и Ъ. Правописание сложных существительных и прилагательных. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения.

тестирова­ние

2.

Трудные вопросы орфографии

Обособленные согласованные определения. Знаки препинания при приложении. Обособленные обстоятельства. Уточняющие, пояснительные члены предложения. Сравнительный оборот. Вводные слова и предложения. Обращения, междометия. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Пунктуация при составных подчинительных союзах. Запятая между двумя союзами. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Способы передачи чужой речи. Итоговое тестирование. Орфограмма. Типы орфограмм. Орфографическое правило. Опознавательный признак орфограммы. Принципы русской орфографии. Фонематический принцип. Традиционный принцип. Фонетический принцип. Дифференцирующий принцип. Правописание согласных в корне. Глухи и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Правописание гласных в корне слова. Безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Гласные после шипящих. Гласные после Ц. Правописание Ы/И после приставок.

Проектное задание

3.

Трудные вопросы пунктуации

Сравнительные обороты. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения Уточняющие определения. Уточняющие обстоятельства. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения. Знаки препинания при конструкциях, не входящие в структуру предложения Пунктуация при вводных словах и предложениях. Пунктуация при обращениях. Знаки препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.


Проектное задание



Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов).

^ Вид работы

Трудоемкость, часов

1 семестр

2 семестр

Всего

^ Общая трудоемкость

108




108

Аудиторная работа:










^ Лекции (Л)

6




6

Практические занятия (ПЗ)

24




24

^ Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа:

78




78

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)

16




16

Эссе (Э)










Самостоятельное изучение модулей

16




16

Контрольная работа (К)










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

10




10

Подготовка и сдача экзамена










^ Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачёт




зачёт


Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

модуля

Наименование модуля

Количество часов







Всего




Аудиторная работа

Внеауд. работа CP










Л

ПЗ

ЛР






^ Принципы рассмотрения трудных вопросов орфографии в учебной и научной литературе




2

8




18



^ Трудные вопросы орфографии




2

8




16



^ Трудные вопросы пунктуации




2

8




44




Итого:

108

6

24




78



4.3. Практические занятия (семинары)


занятия

модуля

Тема

Количество часов



1

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание О-Ё после шипящих.НЕ и НИ с разными частями речи.

4



1

Правописание приставок. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

4



2

Обособленные согласованные определения. Знаки препинания при приложении. Обособленные обстоятельства.

4



2

Вводные слова и предложения. Обращения, междометия.

4



2

Способы передачи чужой речи. Итоговое тестирование. Орфограмма.

2



3

Сравнительные обороты. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

2



3

Уточняющие определения. Уточняющие обстоятельства. Пояснительные члены предложения.

2



3

Знаки препинания при конструкциях, не входящие в структуру предложения

2


4.5. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

модуля

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2

1

Правописание суффиксов действительных причастий.

2

1

Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний.

2

2

Принципы русской орфографии. Фонематический принцип.

2

2

Традиционный принцип. Фонетический принцип.

4

2

Удвоенные согласные. Правописание гласных в корне слова. Безударные гласные в корне.

2

3

Пунктуация при вводных словах и предложениях.

2

3

Знаки препинания в сложном предложении

2



^ 5. Образовательные технологии.

    Используются активные (лекционные, семинарские занятия, защита рефератов, тестирование) и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные презентации, деловые и ролевых игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Региональный аспект в преподавании родного языка предполагает широкое использование в процессе обучения разнообразных форм, активизирующих самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, связанную с анализом региональных фактов языка.

Лекционные формы обучения являются основными. Их результаты проверяются в рамках соответствующей формы отчетности (экзамена или зачета) согласно списку вопросов, утвержденных на заседании кафедры.

Семинарские занятия предполагают практическую работу студентов с языковым материалом, где возможны различные формы работы и контроля – коллоквиум, тесты, самостоятельные и контрольные работы, выполнение творческих заданий и написание эссе. Конечным видом контроля могут выступать также зачет или экзамен согласно учебному плану.

Защита рефератов является видом отчета по самостоятельной работе и проходит в форме собеседования по теме работы.

Тестирование проходит в два этапа: промежуточное и контрольное тестирование, успешное прохождение которых является основанием допуска к экзамену или зачету. В тестирование включаются вопросы из цикла тем, предложенных для самостоятельного обучения.

В процессе изучения дисциплины активно используются компьютерные презентации в качестве дополнительного материала, позволяющие углубить теоретические сведения, предлагаемые лектором.

Деловые и ролевые игры используются как вспомогательные технологии, способствующие сближению теории и практики по изучаемой дисциплине.

Учитывая педагогическую специфику вуза, особое внимание уделяется анализу учебных, педагогических и воспитательных ситуаций в рамках каждого занятия, что формирует практические и теоретические навыки.




6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.


Вопросы к зачёту

  1. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

  2. Правописание О-Ё после шипящих.

  3. НЕ и НИ с разными частями речи.

  4. Правописание приставок.

  5. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

  6. Правописание суффиксов глаголов.

  7. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

  8. Правописание суффиксов действительных причастий.

  9. Правописание суффиксов страдательных причастий.

  10. Омонимия частей речи.

  11. Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний.

  12. Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний.

  13. Правописание суффиксов наречий О, А.

  14. Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем.

  15. Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм.

  16. Разделительные Ь и Ъ.

  17. Правописание сложных существительных и прилагательных.

  18. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

  19. Тире между подлежащим и сказуемым.

  20. Знаки препинания при однородных членах предложения.

  21. Обособленные согласованные определения.

  22. Знаки препинания при приложении.

  23. Обособленные обстоятельства.

  24. Уточняющие, пояснительные члены предложения.

  25. Сравнительный оборот.

  26. Вводные слова и предложения.

  27. Обращения, междометия.

  28. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

  29. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

  30. Пунктуация при составных подчинительных союзах.

  31. Запятая между двумя союзами.

  32. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

  33. Способы передачи чужой речи.

  34. Итоговое тестирование.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности: для старшеклассников и абитуриентов/ С.А. Громов - 2000

2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь,И.Б. Голуб. – 2001, 2002

3. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь. – 2001

Дополнительная литература

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория 5-9 кл. - М.: Дрофа, 1999, 2000, 2002 – 336 с.

2. Базжина, Татьяна Вадимовна. Русская пунктуация: Пособие справ. Для старшеклассников, абитуриентов и студентов/ Т.В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. - М.: Моск. ин.-т развития образоват. систем; Наука, 2000. - 303

с.

3. Балыхина Т.М. и др. Практикум по современной русской орфографии. – М.,1999. – 476 с.

4. Валгина Н.С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8-11 классы: методические указания/ Н. С. Валгина. - 2002

5. Греков В.Ф. Диктанты: Творческие, подготовительные, контрольные упражнения/ В.Ф. Греков, Л.А. Горбушина. - М.: ЮНВЕС, 1998. - 191 с.

6. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Новое знание, 1999. – 255 с.

7. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Флинта, 2000. - 144с.

8. Диктанты по русскому языку: 10-11 классы/ Ред. И.О. Родина, Ред. Т.М. Пименова; Сост. В.В. Ежов - Строителев. - М.: АСТ; М.: Астрель, 2001. -256c.

9. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. - М., 1991.

10.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.

11.Карамышева, Светлана Николаевна. Тесты по русскому языку: содержание, варианты, ответы/ С.Н. Карамышева, М.А. Матюшина, Л.Н.

Роженцова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 76 с.

12. Книга примерных упражнений: Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИГПУ. – 2003. Ч. 1: Вспомогательные слова. - 2003. - 108 с.

13.Костяева, Тамара Александровна. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т.А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001. -160 с.

14.Максимова, А.Л. Корректировочный курс русской грамматики: (30 уроков)/ А.Л. Максимова. - 3-е изд., испр. - СПб: Златоуст, 1994. -176 с.

15.Методическое пособие № 2 для учащихся 9-11 классов по обучению сочинениям./ Сост. Л.Е.Гринин. — 2-е изд., испр. - Волгоград: «Учитель», 1996.

16.Михайлова С.Ю. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения: Пособие с текстами и ключами/ С.Ю. Михайлова, Р.М. Нефедова. – М: ЮНВЕС 1998. – 256 с.

17. Оконевская. Диктанты и упражнения. Русский язык и литература:

Сборник упражнений по русскому языку. Для студентов и абитуриентов. Харьков: Мир детства, 1997

18.Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

19.Панюшева, Мария Сергеевна. Современный русский язык. - Практикум по пунктуации. - М.: "Флннта": "Наука", 1997. -151 с.

20.Петровская, Светлана Семеновна. Сборник диктантов по русскому языку. 10-11 классы: Книга для учителя/ С.С. Петровская, И.Н. Черников, Г.М.

Шипицына. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

21. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Орфография и пунктуация/ Под ред. В.Н. Светлышевой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 239 с.

22. Розенталь Д. Э. Русский язык (Готовимся к экзаменам). - М.: ОНИКС -.АЛЬЯНС –В, 1999. - 415 с.

23. Розенталь, Дитмар Ильяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке. -2-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс; Рольф, 1999. - 362 с.

24.Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по русскому языку.

Пунктуация/ Д.Э.Розенталь. - М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2002. - 264 с.

25. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие.

-М.:ДРОФА,199б. - 352 с.

26. Русский язык в тестах и комментариях. Кн. 4: Синтаксис. Пунктуация: Пособие для учащихся/ Е.Е. Долбик, Ф.М. Литвинко, И.А. Рабчинская.- Минск: Современное слово. – 2001.

27.Русский язык: Метод. материалы для слушателей подготовительных курсов/ В.И. Чибисова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 50с.

28.Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по

русскому языку за курс основной школы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000. – 192 с.

29. Русский язык: Тесты. 11 кл. Варианты и ответы централизованного

тестирования: Пособие для подготовки к тестированию. - М.: Прометей,

2000. - 103с.

30. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. - 2000

31.Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ред. М.М. Разумовская, Ред. П.А Лекант. - 2-е изд., стер.. - М.: Дрофа,

2000. - 272с.

32.Сборник контрольно-тренировочных упражнений и диктантов. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 72 с.

33.Тесты: Русский язык. 11 кл.: Варианты и ответы централизованного тестирования: Пособие для подготовки к тестированию. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2001. - 100 с.

34.Ткаченко. Наталья Григорьевна. Сборник текстов для изложений 190 вариантов. - М.: Айрис-пресс; Рольф, 1998. - 372 с.

35.Туголукова, Галина Ивановна. Проверь себя сам: Практическая грамматика в тестах/ Г. И.Туголукова, И.Г.Жирова. - М.: Ось-89, 2002. - 240 с.

36.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. -

М.: ЗАО «Премьера», 2000. – 270 с.

37. Украденная бацилла и другие приключенческие рассказы/ Ред. Е.Л. Занина. - М.: Рольф, 2002. - 160 с.

38. Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация/ Л.А. Чешко. - 2002

Словари и справочники

1. Агеенко, Флоренция Леонидовна. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных еднниц/ Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва; Под ред. М.А

Штудинера. -М.: АЙРИС-РЕСС: РОЛЬФ, 2000. - 808 с.

2. Большой орфографический словарь русского языка. 106000 слов. - М.: ОНИКС-Альянс-В, 1999. - 479 с.

3. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: норинт, 1998. – 1535 с.

4. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов/ Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2001. – 558с.

5. Дурново, Николай Николаевич. Грамматический словарь: Грамматические

и лингвистические термины/ Н.Н. Дурново, Ред. О.В. Никитин. - М.:

Флинта; М.: Наука, 2001. -184 с.: фото

6. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. - М.: Русский язык, 1999. – 446 с.

7. Каленчук, Мария Леонидовна, Касаткина, Розалия Францевна. Словарь

трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. - М.: Рус.яз. 1997. - 468 с. - (Библиотека словарей русского языка)

8. Лопатин, Владимир В. Русский толковый словарь: Около 35 000 слов, 70000 словосочетаний/ В. В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - 5-е изд., стереотип. -М.: Русский язык, 1998. - 833 с. - (Библиотека словарей русского языка)

9. Лопатин, Владимир Владимирович. Орфографический словарь русского

языка: Прописная или строчная?/ В.В. Лопатин, Л.К. Чельцова, И.В.Нечаева. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 384 с.

10.Львов, Михаил Ростиславович. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1998. - 271 с.

11.Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. - М.: Русские словари, 1997.

12.Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Вып.2/ Ю.Д. Апресян и др. - М.: Школа, 1999. – 511 с.

13. Новый орфографический словарь - справочник русского языка: Более 107 тысяч слов/ Отв. ред. В.В. Бурцева. - М.: Русский язык, 2000, - 756 с.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80 000

слов и фразеолог. выражений. - М.: Азбуковник, 1999. – 943 с.

15.Розенталъ Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Д.Э. Розенталъ, Е.В. Джанкова, Н.П. Кабанова. - 2-е изд. - М., 1998.

16. Русский орфографический словарь: Около 160 000 слов/ Отв. ред.

В.В. Лопатин. - М.: АЗБУКОВНИК, 1999. - 1262 с.

17. Сазонова, Инна Кузьминична. Орфографический словарь русского языка: Одно или два Н?/ И.К. Сазонова. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 544 с

18.Семенюк, Алимпиада Афанасьевна. Школьный толковый словарь

русского языка: Пособие для учащихся/ А.А.Семенюк, М.А. Матюшина. - М.: Просвещение, 2001. - 557 с.

19.Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка с

лексико-грамматическими формами/ Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. -

М.: ОНИКС: АЛЬЯНС-В. 2000. - 703 с.

20.Словарь синонимов русского языка/ Ред. А.П. Евгеньева. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2002. – 650.

21.Словарь сочетаемости слов русского языка: Около 2500 словарных статей/

Ред. П.Н. Денисов, Ред. В.В. Морковкин. - 3-е изд., испр.. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2002. - 816 с.

22. Современный толковый словарь русского языка: Более 90 000 слов и

фразеологических выражений/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт,

2002. - 960 с.

23. Стилистический словарь вариантов/ Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2001. - 558 с.

24.Толковый словарь русского языка. - М.: Современник, 1998. – 288 с.

25. Толковый словарь русского языка: Электронная версия 4-томного словаря. - М.: ЭТС, 1999. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

26.Универсальный словарь иностранных слов русского языка. - М.: Вече,2000. - 664 с.

27. Фразеологический словарь русского языка: В 2т. / Сост. А.И.Федоров. — М.:Цитадель в 2т. – 1997.

28.Энциклопедия для детей./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта +. Т. 10. Языкознание. Русский язык. - 1998.

29. Языкознание: Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н.

Ярцева. - 2-е изд.. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 688 с..

- (Большие энциклопедические словари)

Электронно-программные средства

Электронные учебники

1. Электронное пособие по орфографии «Учебник ГРАМОТЫ»

http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

2. Ткаченко Н.Г. Грамматика русского языка. Ч.2. Пунктуация (Диск CD)

(центр ресурсов кафедры русского языка и методики)

3. Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А. и др. Тесты по орфографии. Контроль

и диагностика знаний. Серия 1С: репетитор. (Диск CD) (центр ресурсов

кафедры русского языка и методики)

4. Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А. и др. Тесты по пунктуации. Контроль

и диагностика знаний. Серия 1С: репетитор. (Диск CD) (центр ресурсов

кафедры русского языка и методики)

5. http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$.startup ( страница И. В. Нефедова на ИИК )

6. http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language (страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИЮФУ )


^ 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Библиотека, компьютеры, Интернет, учебно-методические рекомендации и учебные пособия, проектор, корпус русского языка.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050100 Педагогическое образование «Методические технологии в филологическом образовании».


Автор: к.филол.н., доцент И.В. Нефёдов

Рецензенты: к.филол.н., доцент О.М. Воскерчьян (ДГТУ), к.филол.н., доцент. В.С. Норлусенян (каф. русского языка и теории языка ФЛиС).


Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и теории языка ФЛиС ЮФУ 18.11.2010 г., протокол №4.

Программа одобрена на заседании ученого совета ЮФУ ________ 2010 г., протокол №__




Похожие:

Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconСогласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconСогласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное
Программа утверждена на заседании кафедры русского языка и теории языка пи юфу (протокол №4 от «18» ноября 2010 г.)
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconУчебно-методический комплекс по Основам теории синтаксической фразеологии
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка, протокол № от
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 icon«Этнокультурная специфика русского языка»
Программа утверждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи пи юфу (протокол №3 от «23» 11 2010 г.)
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconФедеральное агентство по образованию фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт кафедра русского языка и теории языка
Учебно-методический комплекс по Исторической грамматике русского языка является первой частью дисциплины «История русского языка»,...
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рассмотрен и рекомендован к утвержде­нию на заседании кафедры русского языка и теории языка
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconГлубокоуважаемые коллеги!
М. В. Ломоносова, кафедра русского языка для иностранных учащихся филологического факультета мгу при участии кафедры русского языка...
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconУм «Использование цор на уроках русского языка в школе»
А. Н. Еремин, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, Н. А. Исаева, кандидат филологических наук,...
Согласовано протокол заседания кафедры русского языка и теории языка от 12. 2012 №5 iconУчебное пособие для второго уровня обучения на филологическом факультете вуза, подготовленное преподавателями двух кафедр: русского языка и культуры речи и русского языка и теории языка
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ростовского государственного педагогического университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов