Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) icon

Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические)



НазваниеРабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические)
Дата конвертации19.04.2014
Размер323.63 Kb.
ТипПрограмма
источник


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет лингвистики и словесности


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

________________С.Г. Агапова

«___» ___________ 2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК ИНОСТРАННОМУ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ)


Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Магистерская программа: Русский язык как иностранный и иностранный язык.

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Кафедра русского языка и теории языка

Курс 1, семестр 2

Форма обучения: очная


Программа разработана: д.пед.н., проф. Л.Г. Ларионова, асс. Гладченкова Е.А.

^ Рецензент: Г.Д. Скнар, к.ф.н., доцент


Ростов-на-Дону – 2012



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности

протокол заседания от 11.12 2012 № 2

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры русского языка и теории языка протокол заседания от 6.12.2012 №5






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры Русского языка и теории языка

от 6.12.2012 № 5




^

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель дисциплины: подготовить студентов к успешному усвоению дисциплин лингвистического цикла филологического образования.

Задачи дисциплины:

  1. Систематизировать полученные знания по методике преподавания русского языка как иностранного.

  2. Дополнить и углубить эти знания.

  3. Совершенствовать навыки свободного владения анализа и систематизации психологических, психолингвистических и дидактических основ обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе.



^

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО



2.1. Учебная дисциплина «Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические и дидактические)» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по магистерской подготовке и предназначена для магистрантов 1 курса факультета лингвистики и словесности по направлению 050100 Педагогическое образование, магистерская программа «Русский язык как иностранный и иностранный язык». Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г., программами по соответствующим разделам курса «Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические и дидактические)» для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

«Введение языкознания»:

Знания: о предмете и задачах лингвистической науки, разделах языкознания, базовых лингвистических понятиях и терминах, об основных функциях языка, о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка, происхождении языка, различных типах классификации языков мира.

Умения: применять полученные знания и умения на практике, объяснять проблему происхождения языка, классифицировать основные языки мира по различным критериям, описывать связь между языком и обществом, языком и мышлением, языком и культурой, характеризовать знаковую природу языка, его системность и структурность.

Навыки: навыками лингвистического анализа единиц различных языковых уровней, оперировать языковым материалом и примерами из основных языков мира, основными методами и приемами анализа лингвистических явления различного типа.

«Современный русский язык»:

Знания: о предмете и задачах лингвистической науки, базовых лингвистических понятиях и терминах: система языка, фонетическая система, сегментные и надсегментные единицы, знак, звук, классификации звуков, фонема, классификации фонем, фонетическая позиция, позиционная мена звуков, позиционные изменения звуков, позиционная мена фонем, аллофоны, фонологическая школа, парадигматика и синтагматика звуков; фонем, слог, классификации слогов, принцип восходящей звучности, типы слогов (фонетический, графический и т.д.), ударение, типы ударения, акцентологическая норма, фонетическая транскрипция, фонетический и фонологический анализ, орфоэпия, нормы произношения, графика, буква, алфавит, значение букв, слоговой принцип русской графики, графический анализ, орфография, морфофонематический принцип орфографии, отступления от основного принципа орфографии, орфограмма, типы орфограмм, орфографический анализ. Лексика, лексема, лексическое значение, лексико-семантический вариант, сема, структура значения; денотат, сигнификат, коннотации; номинативная функция, экспрессивная функция, когнитивная функция, эстетическая функция; системные отношения слов, синтагматические, парадигматические, эпидигматические отношения слов; лексико-семантические категории, синонимия, антонимия, паронимия, гипонимия; омонимические соответствия, структура многозначности, регулярная многозначность, типология лексических значений, метафорическое, метонимическое переосмысление слов, закон семантического согласования слов; согласование лексем по признаку образности; социолингвистический аспект исследования лексики; характеристика слов по сфере применения, на основе стилистической дифференциации, по степени употребительности, по происхождению, метаязык словарей, морфема. Морф. Основа слова (производная/непроизводная; производная/производящая). Основа словоформы. Корневые и аффиксальные (префиксальные, суффиксальные, постфиксальные) морфемы. Окончание. Интерфиксальные (асемантические) морфемы. Словообразовательный формант. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная цепочка. Словообразовательная парадигма. Словообразовательный тип. Способ словообразования. грамматическая категория; грамматическое значение; грамматические классы слов; лексико-грамматические разряды; части речи; категориальное значение; семантические и грамматические признаки; грамматическая парадигма; способы выражения грамматических значений: синтетические и аналитические; категория рода; категория числа; категория падежа; склонение и его типы; система форм качественных имен прилагательных: полные/краткие формы, степени сравнения; грамматические признаки числительных; словоизменение числительных; лексико-грамматические разряды местоимений.

Умения: применять полученные знания и умения на практике, анализировать фонему как единицу, выполняющую различительную функцию (определение оппозиций фонем, их интегральных и дифференциальных признаков, установление сильных и слабых позиций фонем, объединение в соотносительные ряды и т.п.) и важность применения этой методики к изучению значимых единиц языка; проводить фонетический, фонологический, графический и орфографический анализ слов; транскрибировать текст, работать с орфоэпическими и орфографическими словарями; правильно выделять грамматическую форму в любом слове, выявлять свойства грамматических категорий, квалифицировать принадлежность словоформ текста к той или иной части речи; определять признаки лексико-грамматической разрядности.

Навыки: лингвистического анализа единиц различных языковых уровней, оперировать языковым материалом и примерами из основных языков мира, основными методами и приемами анализа лингвистических явлений различного типа.


2.3. Успешное освоение дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» способствует благоприятному восприятию и плодотворному изучению последующих дисциплин «Методика преподавания РКИ», «Методика преподавания русского языка». «Общее языкознание», «Культура речи» и др.

^

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО 2010г. и ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование:

а) общекультурных (ОК):

  • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

б) профессиональные (ПК):

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

в) профильно-специализированных (специальных):

  • способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

  • способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

  • способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

  • способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия курса РКИ; психологические трудности, связанные с пребыванием в стране обучения и трудностями русского языка; принципы системы подачи языкового материала на стереотипизирующих образцах (моделях).

Уметь: выбрать методическую концепцию, воспроизвести психолого-педагогическую и лингвистическую аргументацию в пользу сделанного выбора, систематизировать теоретический материал по проблемам обучения РКИ (психологические, психолингвистические и дидактические); анализировать психолингвистические особенности изучения фонетической, лексической, словообразовательной, морфологической и синтаксической систем русского языка в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе.

Владеть: владеть основными теоретическими положениями науки, навыками; принципами отбора и организации культурологического и страноведческого материала курсов РКИ в школе и вузе в соответствии с психологическими, психолингвистическими и дидактическими аспектами.

^

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Содержание модулей дисциплины



№ модуля

Наименование модуля

Содержание модуля

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1.

Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в школе и вузе на начальном и продвинутом этапах обучения

Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному на начальном и продвинутом этапах обучения: диапазон обучения от нуля до элементарной степени владения четырьмя видами речевой деятельности.


Психологические трудности, связанные с пребыванием в стране обучения и трудностями русского языка. Система подачи языкового материала на стереотипизирующих образцах (моделях); концентрическая подача материала; роль наглядности при презентации материала; формирование зрительного ряда русских языковых реалий и т.п. Дидактические основы методики преподавания РКИ в школе и вузе. Общедидактические и предметные дидактико-методические знания преподавателя РКИ.

Проектное задание

2.

Психолингвистические особенности обучения русскому языку как иностранному в школе и вузе

Психолингвистические особенности изучения фонетической, лексической, словообразовательной, морфологической и синтаксической систем русского языка в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе.

Проектное задание

3.

Культурологический и страноведческий аспекты обучения русскому языку как иностранному в школе и вузе

Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе. Принципы отбора и организации культурологического и страноведческого материала курсов РКИ в школе и вузе. Прагматический аспект в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе.

Проектное задание


4.2. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зач. ед. (180 ч.).

^ Вид работы

Трудоемкость, часов

1 семестр

2 семестр

Всего

^ Общая трудоемкость

180




180

Аудиторная работа:

56




56

Лекции (Л)

10




10

^ Практические занятия (ПЗ)

46




46

Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа:

97




97

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)

18




18

Эссе (Э)










Самостоятельное изучение модулей

18




18

Контрольная работа (К)










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

38




38

Подготовка и сдача экзамена










^ Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен




экзамен



Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

модуля

Наименование модуля

Количество часов







Всего




Аудиторная работа

Внеауд. работа CP










Л

ПЗ

ЛР






Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в школе и вузе на начальном и продвинутом этапах обучения




2

8




22



Психолингвистические особенности обучения русскому языку как иностранному в школе и вузе




2

8




24



Культурологический и страноведческий аспекты обучения русскому языку как иностранному в школе и вузе




4

10




28




Итого:

180

8

26




74



^ 4.3. Практические занятия (семинары)


занятия

модуля

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

^ Кол-во часов



1

Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному на начальном и продвинутом этапах обучения: диапазон обучения от нуля до элементарной степени владения четырьмя видами речевой деятельности.


2



1
^

Психологические трудности, связанные с пребыванием в стране обучения и трудностями русского языка.


2



1

Система подачи языкового материала на стереотипизирующих образцах (моделях); концентрическая подача материала; роль наглядности при презентации материала; формирование зрительного ряда русских языковых реалий и т.п.


2



1

Психологические основы интенсивного метода обучения. Дидактические основы методики преподавания РКИ в школе и вузе. Общедидактические и предметные дидактико-методические знания преподавателя РКИ.


2



2

Психолингвистические особенности изучения фонетической системы русского языка в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе

2



2

Психолингвистические особенности изучения лексики в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе

2



2

Психолингвистические особенности освоения предложно-падежной системы русского языка иностранными учащимися

2



2

Функционально-коммуникативный синтаксис в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе

2



3

Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе.

2



3

Принципы отбора и организации культурологического и страноведческого материала курсов РКИ в школе и вузе.

2



3

Художественная литература в культурологической программе курсов РКИ в школе и вузе.

2



3

Принципы отбора художественных произведений в системе курсов РКИ в школе и вузе.

2



3

Прагматический аспект в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе.

2

Итого

26


^ 4.4 Темы рефератов


  1. Психологические, лингвистические и дидактические принципы обучения РКИ в школе.

  2. Психологические, лингвистические и дидактические принципы обучения РКИ в вузе.

  3. Диапазон обучения РКИ от нуля до элементарной степени владения четырьмя видами речевой деятельности.

  4. Понятия навыка и умения при обучении РКИ в школе и вузе.

  5. Виды речевых умений и их состав при обучении РКИ в школе и вузе.

  6. Этапы и профили обучения РКИ в школе и вузе.

  7. Специфика начального этапа обучения РКИ в школе и вузе с учетом разных форм и профильности обучения.

  8. Упражнение как средство обучения РКИ в школе и вузе.

  9. Формирование «вторичной языковой личности» при обучении РКИ.

  10. Психологические, лингвистические и дидактические принципы овладения грамматическими навыками и стадии их формирования.

  11. Речевой образец как способ комплексного представления лексико-грамматического материала в курсе РКИ в школе и вузе.

  12. Компьютерные технологии при обучении РКИ в школе и вузе.

  13. ТСО при обучении РКИ в школе и вузе.

  14. Принципы организации поуровневого сертификационного тестирования РКИ.

  15. Правовые основы изучения РКИ.

  16. Активизация работы по поддержке русского языка и культуры в зарубежных странах.


^ 4.5. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

модуля

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Актуальные проблемы современной теории преподавания русского языка как иностранного в вузах ближнего зарубежья.

10

1

Оснащение учебного процесса в курсах РКИ. Государственные общеобразовательные стандарты и сертификационные уровни. Программы начального и продвинутого этапов обучения, учебники начального этапов обучения, аспектные учебные пособия, учебные пособия по специальности учащихся, наглядные и аудитивные материалы, компьютерные курсы, материалы открытого и тестового контроля.

16

1

Использование методик концентрации внимания на уроках РКИ в школе и вузе в качестве параметров отбора учебного материала.

6

2

Механизмы мышления и памяти. Способы организации коллективного взаимодействия на уроках РКИ в школе и вузе. Игровой аспект на занятии.

6

2

Лингвистические и психолингвистические аспекты в преподавании РКИ в школе и вузе.

6

2

Новые информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного в школе и вузе.

6

3

Теоретические основы преподавания РКИ в странах СНГ. Проблемы функционирования русского языка в странах СНГ.

8

3

Теоретические основы преподавания РКИ за рубежом. Преподавание русского языка в Великобритании, Германии, Испании, Швейцарии, США, Южной Корее, Китае, Японии, Израиле, Турции.

8

3

Активизация работы по поддержке русского языка и культуры в странах СНГ, объединение усилий с деятелями науки и культуры, общественными организациями стран СНГ, содействующими восстановлению статуса русского языка. Деятельность Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

8

Итого

74



^

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Семестр

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

(Л, ПР, ЛР)

2

Л

Лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия; технология модульного и блочно-модульного обучения, дистанционное обучение, компетентностно-ориентированное обучение; электронная библиотека, электронные базы учебно-методических ресурсов, электронный научно-образовательный комплекс полигонов учебных практик сетевые компьютерные технологии (Интернет, локальная сеть, Цифровой Кампус), он-лайн обучение, оф-лайн обучение.

8

ПР

Индивидуальные образовательные траектории, технология модульного и блочно-модульного обучения, дистанционное обучение, компетентностно-ориентированное обучение, ролевые и деловые игры, тренинг, ситуация-кейс, неигровые имитационные методы, игровые имитационные методы, электронная библиотека, электронные базы учебно-методических ресурсов, электронный научно-образовательный комплекс полигонов учебных практик, сетевые компьютерные технологии (Интернет, локальная сеть, Цифровой Кампус), он-лайн обучение, оф-лайн обучение.

10

ЛР







Итого:

18



^

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Проектное задание: создайте список формирующихся компетенций учащегося, изучающего РКИ в школе и вузе.

^

Проектное задание: создать проект заданий коммуникативного типа на уроке РКИ в школе и вузе с обоснованием выбора теоретических и практических занятий.


^ Проектное задание: обосновать целесообразность проектного метода на уроке РКИ в школе и вузе.

Проектное задание: обосновать и систематизировать психологические, психолингвистические и дидактические особенности РКИ в школе и вузе.

Проектное задание: обоснуйте целесообразность использования ТСО и компьютерных средств обучения на уроках РКИ в школе и вузе.
^

Проектное задание: обоснуйте необходимость использования лин­гво­ст­ра­но­ве­дческих знаний при пре­по­да­ва­нии РКИ.


Проектное задание: составьте тестовые задания по РКИ для студентов продвинутого уровня. Обоснуйте свой выбор.

Например,

1.   Отметьте  словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

           А) чёрный рояль                                         В) яблочное повидло

           Б) покрыть толью                                       Г) огромный мозоль

2.   Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных  

      мн. числа.

      А) килограмм помидоров                         В) несколько башкиров

      Б) табор цыган                                           Г) герои басней

3.   Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры                      В) принять решение

Б) предпринять шаги


Вопросы к экзамену

  1. Актуальные проблемы современной теории преподавания русского языка как иностранного

  2. Основные понятия методики обучения РКИ. Принципы обучения РКИ в школе и вузе.

  3. Психологические основы методики обучения РКИ. Понятия навыка и умения. Речевые навыки и речевые умения. Виды навыков. Качество речевого умения. Виды речевых умений и их состав.

  4. Психологические, лингвистические и дидактические принципы выбора профиля обучения РКИ в школе и вузе. Специфика начального этапа обучения с учетом разных форм и профильности обучения. Методические задачи начального этапа обучения. Аспектность и комплексность на начальном этапе.

  5. Упражнение как средство обучения РКИ. Психолингвистическая характеристика упражнений. Системы упражнений, направленные на активное владение языком.

  6. Психологические основы содержания обучения РКИ в школе и вузе. Формирование «вторичной языковой личности».

  7. Проблема мотивации при обучении РКИ в школе и вузе. Типы мотивации. Необходимость учета мотивации при формировании содержания обучения.

  8. Психологические, лингвистические и дидактические принципы обучения языковым аспектам. Практическая направленность обучения. Функциональный подход к отбору и презентации языкового материала. Концентрическое расположение языкового материала. Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе.

  9. Психологические, лингвистические и дидактические принципы изучения грамматики на уроках РКИ.

  10. Идеографическое описание русского языка как основа представления языкового материала в курсе РКИ.

  11. Психологические, лингвистические и дидактические принципы отбора грамматического минимума. Последовательность введения и принципы организации грамматического материала.

  12. Психологические, лингвистические и дидактические принципы овладения грамматическими навыками и стадии их формирования.

  13. Психолингвистические принципы построения комплекса грамматических упражнений.

  14. Психологические, лингвистические и дидактические принципы изучения морфологической системы на уроках РКИ.

  15. Психолингвистические особенности изучения грамматических категорий имени существительного в аспекте методики. Последовательность изучения падежей в курсе РКИ.

  16. Психолингвистические особенности изучения грамматических категорий имени прилагательного и местоимения на уроках РКИ в школе и вузе.

  17. Психолингвистические особенности изучения грамматических категорий русского глагола на уроках РКИ в школе и вузе.

  18. Синтаксис в курсе РКИ в психолингвистическом аспекте. Речевой образец как способ комплексного представления лексико-грамматического материала в курсе РКИ.

  19. Дидактические основы изучения операционного характера грамматических правил в курсе РКИ в школе и вузе.

  20. Психолингвистические особенности изучения лексика на уроках РКИ. Систематизация лексики в целях обучения.

  21. Психологические, лингвистические и дидактические принципы закрепления и активизации лексического материала. Лексические навыки и стадии их формирования.

  22. Виды лексических упражнений. Психологические, лингвистические и дидактические принципы построения комплекса лексических упражнений.

  23. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевые жанры. Понятие речевого акта. Структура речевого акта. Типы коммуникативных установок и их речевая реализация.

  24. Чтение как вид речевой деятельности. Типы чтения. Техника чтения. Критерии отбора текстов для чтения. Виды упражнений.

  25. Проблема уровней понимания. Контроль сформированности навыков и умений чтения.

  26. Аудирование как вид речевой деятельности. Аудиотексты. Виды упражнений.

  27. Говорение как вид речевой деятельности. Особенности разговорной речи. Содержание обучения говорению.

  28. Учет мотивации при обучении говорению. Принципы отбора тематических ситуаций. Формирование монологических и диалогических речевых умений. Контроль сформированности умений говорения.

  29. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности письменной речи. Цели и задачи обучения письменной речи. Проблема мотивации при обучении письменной речи.

  30. Универсальные и специфические умения. Основные виды письменных работ.

  31. Активизация работы по поддержке русского языка и культуры в зарубежных странах.



^

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1. Основная литература.

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

  2. Битехтина Н.Б.Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному.- М, 2009.

  3. Власова Н. С. Русский язык как иностранный для дошкольников и младших школьников — малышам. Учебник для детей русскоязычных эмигрантов типография Гутенберг, 2004-9. — 163 с.

  4. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс −1(с поурочным словарем на английском и немецком языках) Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. типография Гутенберг, 2007, 2009. — 204 с.

  5. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный. Базовый курс −2. Учебник для школьников, живущих в нерусскоязычном окружении. типография Гутенберг, 2008-9. — 132 с.

  6. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный. Продвинутый курс −1. Учебник для школьников, живущих в нерусскоязычном окружении. типография Гутенберг, 2006-9. — 163 с.

  7. Капитонова, Т. И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин, А. Н. Щукин ; под ред. А. Н. Щукина. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 308 с.

  8. Русский язык как иностранный: методика обучения русскому языку : учебное пособие для вузов / [Г. М. Васильева, С. А. Вишнякова, Л. А. Вольская и др.] ; под ред. И. П. Лысаковой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 69 с.

^ 7.2. Дополнительная литература

    1. Акишина, А. А. Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного / А. А. Акишина, О. Е. Каган. – М.: Русский язык. Курсы, 2008. – 255 с.

    2. Аннушкин, В. И. Знакомиться легко, расставаться трудно: интенсивный курс русского речевого общения / В. И. Аннушкин, А. А. Акишина, Т. Л. Жаркова. – М.: Флинта [и др.], 2009. – 221с.

    3. Кузьмич, И. П. Русский язык как иностранный. "Устные" рассказы : учебное пособие для иностранцев / И. П. Кузьмич. – М.: Флинта, 2000. – 88 с.

    4. Лазарева О.А. Я сдаю тест ТРКИ-TOREL.Практические рекомендации для подготовки к сдаче теста по русскому языку как иностранному.- С- Пб, МИРС, 2009.

    5. Миллер, Л. В. Жили-были... 12 уроков русского языка: базовый уровень : учебник / Л. В. Миллер, Л. В. Политова. – СПБ.: Златоуст, 2007. – 197 с.

    6. Новикова, Н. С. Удивительные истории: 116 текстов для чтения, изучения и развлечения : учебное пособие / Н. С. Новикова, О. М. Щербакова. – М.: Флинта [и др.], 2008. – 364 с.



^ 7.3. Список авторских методических разработок


7.4. Периодические издания


  1. Русский язык за рубежом // http://www.russianedu.ru/.

«Русский язык за рубежом» – учебно-методический иллюстрированный журнал для преподавателей русского языка как иностранного (неродного) и русской литературы. Печатный орган МАПРЯЛ. В журнале публикуются учебные материалы для использования на уроках русского языка как иностранного, тексты для чтения, методические и лингвистические разработки, сообщения о новостях в области преподавания русского языка для иностранцев, о различных конференциях, семинарах, круглых столах, олимпиадах и т.п. мероприятиях по русистике.

  1. Журнал «1 сентября» // http://1september.ru/

  2. Журнал «Русский язык» // http://rus.1september.ru/index.php



7.5. Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramota.ru

  2. http://www.mapryal.org

  3. http://www.ropryal.ru

  4. http://dbs.sfedu.ru/ – страница на ИИК

  5. http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language (страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИЮФУ)


^ 7.6. Программное обеспечение современных
информационно-коммуникационных технологий


Использование системы Moodle, электронной библиотеки, электронных баз учебно-методических ресурсов, электронного научно-образовательного комплекса полигонов учебных практик.

^

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



8.1.Учебно-лабораторное оборудование

Библиотека, компьютеры, Интернет, учебно-методические рекомендации и учебные пособия, проектор, корпус русского языка.

^ 8.2. Программные средства (компьютерные обучающие программы, автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные учебники, экспертно-обучающие системы, авторские инструментальные среды (АИС), демонстрационные программы).


^ 8.3. Технические и электронные средства (презентации, фрагменты фильмов, комплекты плакатов, наглядных пособий, контролирующих программ и демонстрационных установок).

^

IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ



«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ)»


Преподаватель: Ларионова Л.Г. Кафедра: русского языка и теории языка.

Курс: 1. Семестр: 2.

Направление подготовки: ^ 050100 Педагогическое образование.



Виды контрольных мероприятий

Количество баллов за 1 контрольное мероприятие

Модуль 1


Модуль 2


Модуль 3




Итого

Количество баллов по модулю

100

1.

Текущий контроль




50

1.1.

Посещение лекций

1

2

2

2

6

1.2.

Посещение семинаров

1

4

10

8

22

1.3.

Работа на практических занятиях

0,5

2

2

5

9

1.4.

Реферат

1

1

1

1

3

1.5.

Индивидуальное домашнее задание

2

2

2

4

10

2.

Рубежный контроль




50

2.1.

Контрольная работа

5

-

5

5

10

2.2.

Тестирование

5

5

5

5

15

2.3.

Проектное задание

5

5

10

10

25


Преподаватель _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)


Согласовано: заведующий кафедрой _______________ __________________________

(подпись) (расшифровка подписи)









Похожие:

Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconПрограмма по русскому языку 1 -4 класс
Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения...
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconРабочая программа дисциплины технологии обучения английскому языку как иностранному
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconН. К. Замов программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины Современные технологии обучения иностранному языку
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconАнкета по итогам практики по русскому языку как иностранному для студентов 5-го курса факультета лингвистики словесности пи юфу
Ответы на нижеприведенные вопросы помогут студентам осмыслить практику не только как важный этап обучения, но и как свой первый педагогический...
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconРабочая программа дисциплины основы менеджмента
Изучить теоретические основы управления социально-экономическими объектами в современных условиях функционирования
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconФормирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку и воспитательной работы в вузе

Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconСодержание предисловие 3 Раздел Организационные и методические аспекты изучения русского языка в иноязычной аудитории
Методика обучения русскому языку как иностранному в контексте стратегий и перспектив развития высшей школы 5 Маевский Н. Н
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconРабочая программа дисциплины «Психолингвистические особенности речевого поведения в поликультурной среде»
«Теория и практика обучения межкультурной коммуникации в полиэтнической и поликультурной среде»
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconСтоимость услуг тестирования Общая стоимость услуг по проведению тестирования по русскому языку как иностранному составляет
Общая стоимость услуг по проведению тестирования по русскому языку как иностранному составляет
Рабочая программа дисциплины теоретические основы обучения русскому языку как иностранному в вузе и школе (психологические, психолингвистические, лингводидактические) iconПрограмма по русскому языку для поступающих в Томский Государственный университет Томск 2011
Программа по русскому языку составлена на основе примерной программы, разработанной Министерством образования РФ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов