Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа icon

Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа



НазваниеКривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа
Дата конвертации13.06.2013
Размер260.53 Kb.
ТипПрограмма
источник


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска


УТВЕРЖДАЮ


Директор ДЮЦ

____________ С.Э.Воздвиженский


Образовательная программа

объединения «Юниорский союз «Дорога»


«Лидеры ученического самоуправления»


для детей от 12 до 18 лет


Продолжительность программы: 1 год

Педагоги дополнительного образования:

Кривошеева Любовь Михайловна

Филатов Никита Викторович


Утверждена на методическом совете «___»__________ 2004 г.


Петрозаводск, 2004 г.


^ Уровень экспертизы

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности.

Программа утверждена Методическим советом Детско-юношеского центра и реализуется в ДЮЦ с 2004/2005 учебного года.


^ Программно – методическое обеспечение

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Министерство Образования РФ направило письмо Главам субъектов РФ с предложением поддержать этот процесс.

Однако, социальный заказ на развитие ученического самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной методической поддержкой. В настоящее время и педагоги, отвечающие за воспитательную работу, и – тем более – сами ученики имеют размытое представление об ученическом самоуправлении, корнями уходящее во времена существования пионерской организации.


В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия.

Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Разнотолкование, возможно, - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.

В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.

Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.1


Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

В последнее время возобновилось издание работ, посвященных теме ученического самоуправления. В частности, в 2001 году издано пособие В.И.Бочкарева «Директору школы о самоуправлении», в 2002 году – пособие М.И.Рожкова «Развитие самоуправления в детских коллективах» (обе – в серии «Библиотека руководителя образовательного учреждения», издательство «Владос»).

Вместе с тем, предлагаемая программа основана на авторских разработках по теме ученического самоуправления, являющихся результатом работы Юниорского союза «Дорога» с школьными активистами города Петрозаводска.


^ Цель программы: обучить представителей школьных активов основам школьного ученического самоуправления.


Задачи программы:

  • обучить методике организации школьного ученического самоуправления;

  • сформировать понимание необходимости развития ученического самоуправления как способа решения школьных проблем;

  • передать обучаемым основы новых технологий работы ученического самоуправления.


Ожидаемые результаты:

  • обучаемые получат знания по программе обучения;

  • обучаемые начнут процесс самоопределения по отношению к ученическому самоуправлению, формулирования собственного представления о самоуправлении;

  • обучаемые будут обучены основам новых технологий ученического самоуправления, которые смогут применять в своей практике – при работе в составе органов ученического самоуправления своих школ.


Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.


^ Тематическое планирование

Программа рассчитана на один год обучения. Прежде всего, программа призвана ответить на запрос школьных активистов на новые знания, технологии, умения, связанные с их деятельностью в области ученического самоуправления. Это делает необходимым применение принципа вариативности, позволяющего обучаемым реализовать индивидуальные образовательные маршруты.

В структуре программы формируются:

  • темы, освещающие общие вопросы организации ученического самоуправления. Знакомство с этими темами обязательно для всех участников программы.

  • темы по специализациям:

    • правозащитная деятельность ученического самоуправления;

    • деятельность ученического самоуправления по разрешению конфликтов;

    • информационные технологии в деятельности ученического самоуправления.

Участники программы проходят обучение по одной из указанных специализаций по своему выбору. Группа «информационные технологии в деятельности ученического самоуправления» занимается по собственному специализированному учебно-тематическому плану (см. ниже).

В связи с этим, в рамках программы допускается проведение занятий со смешанным, сменным, переменным контингентом, занятия по звеньям в составе 3-8 человек.

Общая учебная нагрузка оставляет 6-9 часов в неделю, в зависимости от специфики учебной группы. Часть тем изучается с использованием интенсивных форм обучения: семинаров, однодневных сборов, выездов.


^ Учебно-тематический план


пп

Тема

Количество учебных часов

Теоретич.

Практич.

Всего




^ Раздел 1. Теория школьного ученического самоуправления

20

19

39


^

Самоуправление. Цели ученического самоуправления


3

2

5



Нормативно-правовая база ученического самоуправления

4

2

6



Модели ученического самоуправления

6

3

9



Создание системы ученического самоуправления

7

12

19




Раздел 2. Правозащитная деятельность ученического самоуправления

69

61

130



Знакомство с понятием прав человека.

12

9

21



Механизмы защиты прав человека

6

4

10



Права ребенка и школа.

12

9

21



Ученическое самоуправление как способ защиты нарушенных прав.

9

5

14



Технология организации правозащитной приемной в школе.

12

15

27

10.

Механизмы работы школьной правозащитной приемной.

12

15

27

11.

Организация переговоров.

6

4

10




Раздел 3. Школьные службы примирения как органы ученического самоуправления

75

80

155

12.

Введение в восстановительное правосудие.

6

4

10

13.

Конфликт.

5

3

8

14.

Международные конфликты.

6

4

10

15.

Параметры межличностных конфликтов.

5

3

8

16.

Работа с криминальными ситуациями.

9

12

21

17.

Программы примирения.

5

3

8

18.

Организация программ примирения.

7

15

22

19.

Техники ведущего.

6

5

11

20.

Технология организации школьные служб примирения.

12

15

27

21.

Информационное обеспечение работы службы примирения.

5

4

9

22.

Механизмы работы школьной службы примирения.

9

12

21




Всего

164

160

324



Содержание тематического планирования

Тема 1. Самоуправление. Цели ученического самоуправления

Теория: Ученическое самоуправление как механизм демократизации школы. Ученическое самоуправление в контексте демократизации общества.

Практика: Мониторинг ученического самоуправления в конкретной школе.


Тема 2. Нормативно-правовая база ученического самоуправления

Теория: Законодательство РФ об ученическом самоуправлении. Локальные акты школы об ученическом самоуправлении. Полномочия органов ученического самоуправления. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия правового статуса и возможности взаимодействия.

Практика: Игровая практика: налаживание взаимодействия органа ученического самоуправления и общественных организаций


Тема 3. Модели ученического самоуправления

Теория: Классификация систем ученического самоуправления. Модели органов ученического самоуправления.

Практика: Проектирование школьной системы ученического самоуправления.

^

Тема 4. Создание системы ученического самоуправления


Теория: Алгоритм построения системы ученического самоуправления. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.

Практика: Создание системы ученического самоуправления в школах – практика.


Тема 5: Знакомство с понятием прав человека.

Теория: Права человека – «вертикальные отношения» между человеком и государством. Международные документы в области прав человека.

Практика: тематические ролевые игры по правам человека


Тема 6: Механизмы защиты прав человека

Теория: Национальные и международные механизмы защиты прав человека. Гражданское общество и государство. Правозащитная деятельность.

Практика: тематические ролевые игры по правам человека


Тема 7: Права ребенка и школа.

Теория: Права ребенка как отдельная группа прав в контексте системы прав человека. Международные стандарты в области защиты прав ребенка. Законодательство Российской Федерации о правах учащихся.

Практика: тематические ролевые игры по теме права человека и школа


Тема 8: Ученическое самоуправление как способ защиты нарушенных прав.

Теория: Механизмы защиты прав учащихся в школе. Феномен детской правозащитной деятельности. Ученическое самоуправление как способ защиты нарушенных прав.

Практика: тематические ролевые игры по теме права человека и школа


Тема 9: Технология организации правозащитной приемной в школе.

Теория: Опыт организации правозащитных приемных в школах. Анализ. Разработка типового положения о школьной правозащитной приемной. Разработка механизма поступления информации о случаях нарушения прав учеников в школьную правозащитную комиссию. Разработка действий по привлечению внимания к работе правозащитной приемной. Работа с общественностью (родители, ученики, учителя).

Практика: Коллективное планирование последовательных действий в организации и работе правозащитной приемной в конкретной школе.


Тема 10: Механизмы работы школьной правозащитной приемной.

Теория: Разработка механизма работы с поступившей информацией о случае нарушения прав учеников. Проверка поступившей информации на факт нарушения прав ученика. Работа с документами по правам ребенка.

Практика: Отработка умение находить факты нарушения прав человека в жизненных ситуациях: игровая практика. Организация работы правозащитной приемной в школе: игровая практика


Тема 11: Организация переговоров.

Теория: Язык ведения переговоров. Сообщения от первого лица. Техники активного слушания.

Практика: Отработка техник активного слушания.


Тема 12: Введение в восстановительное правосудие.

Теория: Карательное и восстановительное правосудие. Мировые тенденции. Предпосылки к восстановительному правосудию в обществе. Принципы восстановительного правосудия.

Практика: Мониторинг конфликтных ситуаций и способов их решения в школе.


Тема 12: Конфликт.

Теория: Конфликт: понятие, роль и последствия. Позитивное в конфликте. Стратегии, стили разрешения конфликтов.

Практика: Игровая практика по разрешению конфликтных ситуаций


Тема 13: Международные конфликты.

Теория: Правовой аспект. Действия в защиту общественных интересов. Роль общественных организаций. Техники ведение переговоров.

Практика: Игровая практика по разрешению конфликтных ситуаций


Тема 14: Параметры межличностных конфликтов.

Теория: Эскалация и деэскалация конфликта. Детонатор конфликта. Позиции, интересы, потребности сторон конфликта. Медиация (посредничество). Цели, принципы, виды медиации.

Практика: Игровая практика по разрешению конфликтных ситуаций


Тема 15: Работа с криминальными ситуациями.

Теория: Отличие криминальной ситуации от конфликта. Программы примирения. Ощущения жертвы в конфликте. Потребности и нужды жертвы в конфликте. Техники работы с жертвой в конфликте.


Тема 16: Работа с правонарушителем

Теория: Мотивация и действия правонарушителя. Ответственность. Стратегия нейтрализации. Процесс изменения правонарушителя.


Тема 17: Программы примирения.

Теория: Цели и задачи ведущего программ примирения. Принципы ведущего программ примирения.

Практика: Отработка техник работы с жертвой и правонарушителем.


Тема 18. Организация программ примирения.

Теория: Получение согласия на проведение программ примирения. Предварительные встречи с жертвой и правонарушителем. Этапы примирительной встречи. Роль и функции ведущего.

Практика: Игровая практика по разрешению криминальных ситуаций.


Тема 19: Техники ведущего.

Теория: Язык ведения переговоров. Сообщения от первого лица. Техники активного слушания.

Практика: Отработка техник ведущего.


Тема 20: Технология организации школьные служб примирения.

Теория: «Восстановительное правосудие» как новая технология работы органов ученического самоуправления. Опыт создания и работы школьных служб примирения. Анализ. Типовое положение о школьной службе примирения. Возможная доработка.

Практика: Коллективное планирование последовательных действий в организации и работе службы примирения в каждой школе


Тема 21: Информационное обеспечение работы службы примирения.

Теория: Разработка механизмов поступления информации о конфликтной, криминальной ситуации. Разработка действий по привлечению внимания к работе службы примирения. Работа с общественностью (родители, ученики, учителя).

Практика: Коллективное планирование последовательных действий в организации и работе службы примирения в каждой школе


Тема 22: Механизмы работы школьной службы примирения.

Теория: Разработка механизма работы с поступившей информацией о конфликтной, криминальной ситуации. Распознавание ситуаций в школе, с которыми может работать школьная служба примирения. Принципы работы службы примирения: добровольность, конфиденциальность.

Практика: Организация работы службы примирения в школе: игровая практика.


^ Учебно-тематическое планирование для группы «Информационные технологии в деятельности ученического самоуправления»

^ Номер раздела

Номер темы

Название раздела

Название темы

^ Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего



















1

1

Интернет

Общие сведения. Использование браузера Microsoft Internet Explorer.

6

6

12




2




Почтовые службы Интернета. Создание электронного почтового ящика

6

6

12
















24

2

1

Визуальный редактор Microsoft Font Page

Общие сведения о редакторе. Основные инструменты

6

6

12




2




Основы веб-дизайна

6

6

12




3




Создание веб-сайта

6

6

12
















36

3

1

Графический редактор

Adobe Photoshop

Общие сведения о программе. Основные инструменты

6

6

12




2




Монтаж фотографий и изображений. Применение фильтров

6

6

12




4




Графические форматы

6

6

12
















36

4

1

Размещение сайта в Интернет

Обзор хостинга. Способы размещения информации в Интернет

6

6

12




2




Выбор хоста. Закачивание информации в Интернет

6

6

12
















24

5

1

Настольная издательская система Adobe In Design

Общие сведения о программе. Основные инструменты

6

6

12




2




Правила верстки

6

6

12




3




Разработка дизайна газеты. Создание макета

6

6

12
















36

6

1

Основы журналистики

Основные правила журналистики

6

6

12




2




Жанры журналистики

6

6

12




3




Написание пробного материала

6

6

12
















36

7

1

Взаимодействие со СМИ и PR

Методы PR-сопровождения

6

6

12




2




Способы взаимодействия со СМИ

6

6

12



















24

ВСЕГО

216


Занятия в группе «Информационные технологии в деятельности ученического самоуправления» проводятся по подгруппам в связи с ограниченным количеством пользовательских мест в компьютерном центре, на базе которого организовано обучение. Объём обучения на одну подгруппу составляет 108 учебных часов в год.


^ Содержание тематического планирования для группы

«Информационные технологии в деятельности ученического самоуправления»


Раздел 1. Интернет


Тема 1. Общие сведения. Использование браузера Microsoft Internet Explorer

- Что такое Интернет.

- Просмотр, выделение, копирование и сохранение информации из Интернет.

- Методы поиска информации в Интернет.


Тема 2. Почтовые службы Интернета. Создание электронного почтового ящика

- Обзор сайтов, предоставляющих услуги бесплатной электронной почты. Их плюсы и минусы.

- Создание электронного почтового ящика. Процедура регистрации.

- Использование инструментов почтового ящика. Отправка пробного сообщения.


^ Раздел 2. Визуальный редактор Microsoft Font Page 2003


Тема 1. Общие сведения о редакторе. Основные инструменты

- Различие визуальных и текстовых редакторов.

- Инструменты форматирования текста, добавления рисунков и создания таблиц.

- Сохранение информации, индексирование страницы и «правильные» имена файлов.


Тема 2. Основы веб-дизайна

- Особенности дизайна веб-страниц.

- Цвет шрифта и фона, размер и вид шрифта.

- Презентационный и информационный формат дизайна.


Тема 3. Создание веб-сайта

- Необходимые элементы веб-сайта.

- Структура веб-сайта.


Раздел 3. Графический редактор Adobe Photoshop


Тема 1. Общие сведения о программе. Основные инструменты

- Что такое Photoshop.

- Базовые инструменты редактирования изображения.

- Сохранение изображения.


Тема 2. Монтаж фотографий и изображений. Применение фильтров

- Инструменты и методы монтажа фотографий и изображений.

- Фильтры Photoshop.

- Применение фильтров для улучшения качества монтажа.


Тема 3. Графические форматы

- Тип Jpeg, gif и pnd.

- Тип Bmp и Tiff.

- Тип Psd, Cdr.


Раздел 4. Размещение сайта в Интернет


Тема 1. Обзор хостинга. Способы размещения информации в Интернет

- Обзор сайтов, предоставляющих возможность размещения информации в Интернет.

- Дополнительные возможности хоста.

- Способы размещения информации в Интернет (протоколы).


Тема 2. Выбор хоста. Закачивание информации в Интернет

- Плюсы и минусы различных бесплатных хостингов.

- Регистрация места под сайт.

- Закачивание готовой информации на хост.


Раздел 5. Настольная издательская система Adobe InDesign


Тема 1. Общие сведения о программе. Основные инструменты

- Различие текстовых редакторов и издательских систем.

- Основные инструменты работы с блоками текста

- Способы импортирования информации из других источников.


Тема 2. Правила верстки

- Заголовок и основной текст

- Шрифты и форматирование

- Иллюстрации и текстовые блоки


Тема 3. Разработка дизайна газеты. Создание макета

- Особенности дизайна газеты.

- Необходимые элементы газеты.

- Создание макета газеты.


Раздел 6. Основы журналистики


Тема 1. Основные правила журналистики

- Какая информация интересна для СМИ

- Специфика работы различных СМИ: газеты, радио, телевидение, электронные издания


Тема 2. Жанры журналистики

- Интервью

- Опрос

- Комментарий


Тема 3. Написание пробного материала

- Структура статьи

- Компоновка информации

- Редактирование текста


Раздел 7. Взаимодействие со СМИ и PR


Тема 1. Методы PR-сопровождения

- PR-сопровождение общественных акций

- Проведение PR-кампании


Тема 2. Способы взаимодействия со СМИ

- Как составить пресс-релиз

- Как привлечь журналистов к освещению мероприятий


^ Учебно–методический комплекс, дидактическое обеспечение,

информационно–техническое и материально–техническое обеспечение

Для реализации данной программы в ДЮЦ создана учебно-материальная база на основе партнёрства со структурами образовательного пространства.

Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий, оборудование (туристическое снаряжение, видеокамеры). Имеется возможность доступа к компьютерной технике – проведения занятий на базе Молодёжного информационного центра. Для организации выездных мероприятий, обучающих семинаров используется загородная база Детско-юношеского центра.

Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный организациями, занимающимися темой самоуправления, прав человека и восстановительного правосудия, а также собственная методическая база Юниорского союза «Дорога», включая:

  • сборник «Школьное ученическое самоуправление»

  • сборник «Образование в сфере прав человека в школе»

  • сборник «Молодёжи о правах человека»

  • сборник «Знакомство с правами человека. Курс ролевых игр»

  • сборник «Право на участие в управлении школой. Что может самоуправление?»

  • сборники «Права человека в современном мире»

  • сборник «Школа – территория закона»

  • материалы веб-сайта Юниорского союза «Дорога»

Для организации мероприятий и проектов в рамках данной образовательной программы привлекается финансирование местного, регионального бюджета, а также средства международных молодёжных проектов.



1 Тест, выделенный курсивом, заимствован из брошюры: Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона.- Тверь: Избирательная комиссия Тверской области, 2002. - 48 с.





Похожие:

Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа icon«Скаутинг» для детей от 10 до 16 лет Продолжительность программы: 3 года Педагоги дополнительного образования: Утверждена на метод совете «1» сентября 2008 г. Петрозаводск, 2008 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconМартинчик Анна Михайловна Концертмейстер: Разумеев Геннадий Владимирович Утверждена на методическом совете 1 сентября 2008 г. Петрозаводск 2008 пояснительная записка образовательная программа
Образовательная программа культурно- нравственной ориентации «Зажги свою звезду» направлена на художественно-эстетическое воспитание...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconПетрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является 3-х годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconПетрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconГайдина Александра Юрьевна Концертмейстер: Городничин Денис Владимирович Утверждена на методическом совете " " 200 г. Петрозаводск, 2008 пояснительная записка. Данная программа
Данная программа разработана для младшего, среднего и старшего школьного возраста
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconМатусевич Вера Рафаиловна Утверждена на методическом совете 01 сентября 2008 г. Петрозаводск 2008 пояснительная записка образовательная программа
Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconХуттунен Анна Иосифовна Концертмейстер: Разумеев Геннадий Владимирович Утверждена на методическом совете " " 2009г. Петрозаводск 2009 пояснительная записка образовательная программа
Образовательная программа «Эстрадное творчество» культурно- нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconХуттунен Анна Иосифовна Концертмейстер: Разумеев Геннадий Владимирович Утверждена на методическом совете " " 2009г. Петрозаводск 2009 пояснительная записка образовательная программа
Образовательная программа «Основы эстрадного вокала» культурно- нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа iconХуттунен Анна Иосифовна Концертмейстер: Разумеев Геннадий Владимирович Утверждена на методическом совете 1 сентября 2008 г. Петрозаводск 2008 пояснительная записка образовательная программа
Образовательная программа культурно- нравственной ориентации «Звездный дождь» направлена на художественно-эстетическое воспитание...
Кривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа icon«Учебный бизнес» для детей от 14 до 18 лет Продолжительность программы: 1 год Учебная нагрузка: 6 учебных часов в неделю Петрозаводск, 2007 Уровень экспертизы
Программа реализуется в Детско-юношеском центре со второго полугодия 2006-2007 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов