Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon

Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы



НазваниеПетрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы
Дата конвертации12.06.2013
Размер320.87 Kb.
ТипПрограмма
источник


Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска


УТВЕРЖДЕНО

на 2009-2010 учебный год


Зам. директора ДЮЦ


____________ Д.В.Рогаткин


«_____» августа 2009 г.


Образовательная программа

«Скаутинг»

для детей от 10 до 16 лет


Продолжительность программы: 3 года

Педагоги дополнительного образования:


Учебная нагрузка:


1-й год обучения: 6 учебных часов в неделю;

2-й год обучения: 9 учебных часов в неделю;

3-й год обучения: 9 учебных часов в неделю.


^ Петрозаводск, 2009 г.


Уровень экспертизы

Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности.

Программа утверждена Методическим советом Детско-юношеского центра и реализуется в ДЮЦ с 2001/2002 учебного года.


^ Программно – методическое обеспечение

После распада пионерской организации в детском общественном движении образовался вакуум. Мы стали свидетелями появления многочисленных неформальных группировок, зачастую носящих антисоциальный характер. Стало ясно, что детские общественные организации с достаточно четко заявленными педагогическими установками необходимы, и нуждаются в них в первую очередь сами дети – не все, но та часть, которая стремится к активной самореализации в жизни общества. Скаутская организация в сложившейся ситуации позволяет решать одну из проблем, стоящих перед обществом: дать детям возможность для проявления их активности в полезной для общества деятельности.

Основная цель скаутского движения – духовное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие молодых людей как личностей, ответственных граждан своей страны.

Зародившись в начале века, скаутинг избрал для себя главным ориентиром общечеловеческие ценности, такие как: сознательное служение людям, этическое и духовное совершенствование, забота об окружающей среде, уважение каждого человека в отдельности и самоуважение. Эти ценности продолжают оставаться путеводной звездой и для сегодняшних скаутов.

Скаутское движение имеет богатую историю, бережно хранит свои атрибуты и символы, соблюдает свои особые скаутские церемонии, что делает скаутинг привлекательным для миллионов людей и позволяет им ощутить себя участниками мирового скаутского движения. Сегодня скаутинг действует в 262 государствах и насчитывает более 24 миллионов членов. Оно развивается и действует повсюду, с учётом национальных, местных условий и потребностей.

В условиях нашего общества, развитие детских общественных организаций является большим ресурсом воспитания и образования. Опираясь на поддержку общественности, организация скаутов выполняет социальный заказ в условиях современного общества.

Система зародилась в начале века и базировалась на философии и достижении педагогики тех лет. С течением времени она развивалась, и в настоящее время национальная скаутская методика основана на всемирном историческом опыте, достижениях советской и российской педагогики. Основополагающие принципы остались неизменными, меняется их понимание.

В основе деятельности организации лежит скаутский метод. Под термином «скаутский метод» подразумевается педагогическая технология, то есть отработанная система приемов, позволяющих достичь цели.

Мировая статистика показывает, что через скаутскую организацию проходит до 5% молодежи страны, но гораздо более значительный процент бывших участников скаутской организации среди руководителей крупных фирм, политических партий, то есть людей, принимающих решения. Закономерность этих показателей вполне объяснима, скаутинг настраивает участников на активную жизненную позицию, стремление достичь успеха в избранном виде деятельности, воспитывает самодисциплину, требовательность к себе, учит лидерству.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

духовное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие молодых людей, как творческих, социально компетентных личностей, ответственных граждан своей страны.

Задачи программы:

  • создание в группах атмосферы для поддержки становления личности;

  • воспитание патриотизма;

  • обучение основам начальной туристской подготовки, ориентирования, первой медицинской помощи;

  • экологическое воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • сохранение и укрепление здоровья.


Программа предусматривает включение детей и подростков в деятельность скаутского отряда, разновозрастного детского объединения, построенного на принципах их личностного развития, адаптации их к жизни в обществе, активного содержательного досуга.

Данная программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 10-16 лет, на три года обучения.

Наглядным результатом обучения является прохождение скаутов по ступенькам роста (система рангов от третьего к первому), что позволяет сравнить результативность обучения начинающих и опытных скаутов. Дети и подростки, являющиеся членами организации в течение нескольких лет, занимаются по программам различных направлений.

В соответствии со скаутским методом (технологией), программа деятельности скаутского патруля или отряда подразумевает отведение большей части учебных часов на практическое обучение. В программу включаются участие в лагерях (лагеря на осенних, зимних и весенних каникулах), однодневные походы, экскурсии (краеведческий музей, церковь и. т. д.), где темы программы изучаются на практике.

Способы отслеживания результатов усвоения программы:

  • Зачёты по скаутским программам

  • Практическая деятельность

  • Прохождение ступенек личного роста (см. путеводитель юниора, путеводитель скаута).

  • Тренинги.

  • Тестирование.

  • Участие в различных соревнованиях и конкурсах, близких к программам обучения.

  • Личная карточка участника программы.

  • Готовность к участию в социально-значимой деятельности.


Тематическое планирование

Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса и делает возможным сочетание методов коллективной организаторской деятельности и коррекционного тематического планирования.

Базовая нагрузка на учебные группы 1 года обучения составляет 6 учебных часов. На группы 2 и 3 годов обучения составляет 9 учебных часов в неделю, что обосновывается необходимостью ведения интенсивной деятельности на природе: походы, выездные сборы, экспедиции и пр.

Первый год обучения по программе является для обучающихся годом знакомства со скаутским движением. Вследствие этого, программа обучения включает в себя широкий спектр разнообразных тем, позволяющих ребенку увидеть панораму видов деятельности скаутинга.

Последующие года обучения предоставляют воспитанникам возможность проявить себя в скаутской деятельности. Учебно-тематические планы второго и третьего годов обучения включают в себя разделы:

  • «Скаутская деятельность» - коллективная деятельность скаутского объединения, включающая в себя такие формы деятельности, как планирование деятельности скаутского объединения, походы выходного дня, скаутский лагерь, социально-значимые проекты, игровую деятельность, лидерский тренинг, скаутские соревнования, коллективные творческие дела, знакомство с информационными технологиями. Этот раздел учебно-тематического плана позволяет обучающимся освоить навыки организатора, развить коммуникативные навыки и лидерские качества, самореализоваться в процессе скаутской деятельности. Второй год обучения позволяет ребенку освоить основные умения скаута. В третий год обучения позволяет взять новую ступень скаутской деятельности, на которой школьники готовятся стать организаторами скаутского движения. Освоение ими основ скаутской деятельности становится более профессиональным, а реализуемые проекты приобретают всё большую социальную значимость.

  • «Скаутские специальности». Скаутское объединение осваивает одну-две скаутских специальности в течение учебного года (второй и третий года обучения) по своему выбору. В воспитательной системе «Скауты-разведчики» разработано более 40 скаутских специальностей, зафиксированных в методическом сборнике «Специальности для скаутов» и последующих методических разработках. В соответствии со скаутской методикой, изучение специальностей завершается сдачей зачета специалистам-профессионалам и получением скаутом нашивки за освоение специальности.

  • «Инструкторская деятельность». Этот раздел включен в учебно-тематический план третьего года обучения. Он позволяет скаутам подготовиться к переходу на позицию будущих лидеров организации, организаторов скаутских микрогрупп (патрулей). Обучаемые проходят обучение руководству скаутским микроколлективом и получают практику самостоятельной работы с малой группой, состоящей из младших школьников.


Содержание курса:

1-й год обучения:

Тема 1. Скаутская организация. История и традиции.

    1. История скаутинга. Основоположники скаутского движения: Р. Баден-Пауэлл , Э. Сетон-Томпсон.

    2. История российского скаутинга. О.И. Пантюхов. И. Жуков

    3. Возрождение скаутского движения в России. Скаутинг сегодня.

Фундаментальные принципы скаутского движения, его цели.


Тема 2. Туристская подготовка.


    1. Личное и групповое снаряжение в походе и лагере.

    2. Укладка рюкзака.

    3. Туристский бивак. Требования к экологической безопасности.

    4. Установка палаток.

    5. Заготовка дров. Техника безопасности при заготовке дров.

    6. Костры. Разведение костров. Меры противопожарной безопасности.

    7. Приготовление пищи на костре.

    8. Питание в походе и лагере.

Узлы. Практическое применение узлов.


Тема 3. Первая медицинская помощь.


3.1. Правила оказания первой помощи. Вызов служб экстренной помощи.

3.2. Раны. Обработка ран.

3.3. Кровотечения. Остановка кровотечений.

3.4. Переломы, вывихи. Правила наложения шин

3.5. Ожоги и обморожения.

3.6. Тепловой удар. Обморок.

3.7. Укусы змей и насекомых

3.8. Помощь при утоплении. Непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание.

3.9. Поражения электрическим током. Меры предосторожности.

3.10 Отравления.

3.11 Транспортировка пострадавших, правила и способы

3.12 Домашняя и походная аптечки первой помощи.


Тема 4. Ориентирование.


4.1. План, карта. Понятие о масштабе.

4.2. Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт.

4.3.Определение расстояний по карте и на местности.

4.4.Компас. Понятие об азимуте.

4.5.Ориентирование на местности с компасом и картой.

4.6.Ориентирование по вспомогательным признакам.


Тема 5. Родиноведение.

5.1 Наша Родина - Россия.

5.2. Основные события и даты в истории страны.

5.3 Великие имена в истории России.

5.4. Государственные символы России. История. Традиции.

5.5. Карелия - наш родной край.


Тема 6. Религиоведение

6.1. Понятие веры и духовности. Место религии в общечеловеческой культуре.

6.2. Основные религиозные конфессии в России.

6.3. Библия - источник культуры.

6.4. Православие в истории России.

6.5. Устройство православного храма.

6.6. Традиции православной церкви.


7. Общая физическая подготовка и основы здорового образа жизни.

7.1. Упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы, быстроты реакции.

7.2. Полоса препятствий.

7.3. Спортивные и подвижные игры.

7.4. Понятие о гигиене. Правила гигиены.

7.5. Основные приемы оздоровления и закаливания.


2-й год обучения:

Тема 1. Скаутская деятельность

1.1. Планирование деятельности скаутского объединения

1.2. Поход выходного дня

1.3. Скаутский лагерь

1.4. Социально-значимая деятельность

1.5. Игровая деятельность

1.6. Лидерский тренинг

1.7. Скаутские соревнования

1.8. Коллективная творческая деятельность

1.9. Информационные технологии

Тема 3. Скаутские специальности

2.1. Знакомство со скаутскими специальностями

2.2. Изучение скаутской специальности по выбору

2.3. Встреча со специалистом

2.4. Экскурсия

2.5. Тренинг профессиональных навыков

2.6. Тематический лагерь по специальности

2.7. Зачет по специальности.


3-й год обучения:

Тема 1. Скаутская деятельность

1.1. Планирование деятельности скаутского объединения

1.2. Поход выходного дня

1.3. Скаутский лагерь

1.4. Игровая деятельность

1.5. Лидерский тренинг

1.6. Скаутские соревнования

1.7. Коллективная творческая деятельность

1.8. Информационные технологии

Тема 2. Инструкторская деятельность

2.1. Инструкторские курсы

2.2. Организация программ для младших школьников

2.3. Теория и методика скаутского движения

Тема 3. Скаутские специальности

3.1. Знакомство со скаутскими специальностями

3.2. Изучение скаутской специальности по выбору

3.3. Встреча со специалистом

3.4. Экскурсия

3.5. Тренинг профессиональных навыков

3.6. Тематический лагерь по специальности

3.7. Зачет по специальности


Воспитательная система:

Программа соответствует типу воспитательной системы: социальной ориентации. В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, демократия, семья, совместный труд и т.д. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

^ Вид воспитательной системы (по классификации Е.Н. Барышникова): воспитательная система «Созидание». В основе системы – осуществление созидательной деятельности различной направленности.
При этом, в деятельности системы присутствуют также элементы иных видов воспитательных систем, представленных в следующей таблице:

^ Основные компоненты ценностно – смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

  • созидательный труд

Воспитательная система созидание

Осуществление созидательной деятельности различной направленности.

  • забота

Воспитательная система заботы

Организация КТД для решения реальных проблем учащихся как способ осуществления заботы.

  • личность

Воспитательная система развития личности

Наличие идеала человека, самостоятельно принимающего решения, самоопределяющегося.

  • коллектив

Воспитательная система –коллектив

Создание коллектива.

  • опыт социализации

Воспитательная система социального творчества

Определение и решение конкретных проблем, способствующих социализации воспитанников.


^ Цель воспитания

Программа «Скаутинг» ставит своей целью воспитание человека:

  • Осознающего и принимающего ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;

  • Справедливого по отношению к людям;

  • Соблюдающего принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;

  • Социально-активного, законопослушного;

  • Гражданина и патриота своей страны;

  • Успешно выполняющего весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, жителя своего города, члена детского сообщества, гражданина своей страны, человека мира;

  • Способного участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.


Компоненты воспитательной системы:

  • Социально-полезная деятельность;

  • Индивидуально–развивающие тренинги: саморазвитие, мотивации достижений, гуманных взаимоотношений и т.д.;

  • Система индивидуального роста;

  • Система развития творческих способностей (уроки творчества, творческие дела, занятия - «квесты»);

  • Система развития коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе;

  • Система дел, направленных на формирование мотиваций успеха (турниры, конкурсы, испытания, беседы, тренинги, личные карточки, система нашивок-наград и званий);

  • Самостоятельная деятельность учащихся, направленная на самореализацию (проведение учащимися мероприятий, индивидуальных проектов);



Работа с родителями включает в себя:

  • Информирование об особенностях деятельности объединения;

  • Индивидуальное консультирование родителей;

  • Совместные мероприятия с родителями.



При реализации программы используются такие педагогические технологии, как

  • Коллективные коммуникативные тренинги;

  • Социальное проектирование;

  • самопознание и самореализация, творческое самовыражение;

  • достижение успеха;

  • тренинг личностного роста, саморегуляции, индивидуального развития, развития творческих способностей учащихся.



Работа с родителями включает в себя:

  • Информирование об особенностях деятельности объединения;

  • Индивидуальное консультирование родителей;

  • Совместные мероприятия с родителями.



Диагностика достижения воспитательных результатов.

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  • Наличие коллектива

  • Участие в различных социальных проектах

  • Личностный рост воспитанников



Учебно-тематическое планирование 1 года обучения (учебная нагрузка –

6 часов в неделю):


№ п/п

Тема

Кол-во часов


Теория

Практика

1. Скаутская организация. История и традиции.

12

6

6

1.1.

История скаутинга. Основоположники скаутского движения: Р. Баден-Пауэлл , Э. Сетон-Томпсон.

2

2




1.2.

История российского скаутинга. О.И. Пантюхов. И. Жуков

1

1




1.3.

Возрождение скаутского движения в России. Скаутинг сегодня.

1

1




1.4.

Фундаментальные принципы скаутского движения, его цели.

1

1




1.5.

Скаутское обещание и законы.

3

1

2

1.6.

Скаутские традиции и ритуалы.

4




4

^ 2. Туристская подготовка.

42

8

34

2.1.

Личное и групповое снаряжение в походе и лагере.

2

2




2.2.

Укладка рюкзака

2




2

2.3.

Туристский бивак. Требования к экологической безопасности.

7

1

6

2.4.

Установка палаток.

4




4

2.5.

Заготовка дров. Техника безопасности при заготовке дров.

7

1

6

2.6.

Костры. Разведение костров. Меры противопожарной безопасности.

6

1

5

2.7.

Приготовление пищи на костре.

2

1

1

2.8.

Питание в походе и лагере.

6

2

4

2.9.

Узлы. Практическое применение узлов.

6




6

^ 3. Первая медицинская помощь

26

12

14

3.1.

Правила оказания первой помощи. Вызов служб экстренной помощи.

2

1

1

3.2

Раны. Обработка ран.

3

1

2

3.3

Кровотечения. Остановка кровотечений.

3

1

2

3.4.

Переломы, вывихи. Правила наложения шин

3

1

2

3.5.

Ожоги и обморожения.

2

2




3.6.

Тепловой удар. Обморок.

1




1

3.7.

Укусы змей и насекомых

1

1




3.8.

Помощь при утоплении. Непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание.

3

1

2

3.9.

Поражения электрическим током. Меры предосторожности.

2

1

1

3.10.

Отравления.

1

1




3.11.

Транспортировка пострадавших, правила и способы

3

1

2

3.12.

Домашняя и походная аптечки первой помощи.

2

1

1

4. Ориентирование

20

6

14

4.1.

План, карта. Понятие о масштабе.

1

1




4.2.

Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт.

3

1

2

4.3.

Определение расстояний по карте и на местности.

3

1

2

4.4.

Компас. Понятие об азимуте.

3

1

2

4.5.

Ориентирование на местности с компасом и картой.

6

1

5

4.6.

Ориентирование по вспомогательным признакам.

4

1

3

5. Родиноведение

26

12

14

5.1

Наша Родина - Россия.

4

2

2

5.2.

Основные события и даты в истории страны.

6

3

3

5.3

Великие имена в истории России.

6

3

3

5.4.

Государственные символы России. История. Традиции.

2

2




5.5.

Карелия - наш родной край.

8

2

6

6. Религиоведение

18

10

8

6.1.

Понятие веры и духовности. Место религии в общечеловеческой культуре.

2

2




6.2.

Основные религиозные конфессии в России.

2

2




6.3.

Библия - источник культуры.

Православие в истории России.

4

2

2

6.4.

4

2

2

6.5.

Устройство православного храма.

2




2

6.6.

Традиции православной церкви.

4

2

2

^ 7. Общая физическая подготовка и основы здорового образа жизни.

72

по 8 в неделю

6

66

7.1.

Упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы, быстроты реакции.

14




14

7.2.

Полоса препятствий.

20




20

7.3.

Спортивные и подвижные игры.

30

2

28

7.4.

Понятие о гигиене. Правила гигиены.

4

2

2

7.5.

Основные приемы оздоровления и закаливания.

4

2

2




ИТОГО

216

58

158



Учебно-тематическое планирование 2 года обучения (учебная нагрузка – 9 часов в неделю):


№ п/п

Тема

Кол-во часов


Теория

Практика

^ 1. Скаутская деятельность

253

39

214

1.1.

Планирование деятельности скаутского объединения

9

3

6

1.2.

Поход выходного дня

58

3

55

1.3.

Скаутский лагерь

60




60

1.4.

Социально-значимая деятельность

36

12

24

1.5.

Игровая деятельность

18

3

15

1.6.

Лидерский тренинг

15




15

1.7.

Скаутские соревнования

12




12

1.8.

Коллективная творческая деятельность

18

6

12

1.9.

Информационные технологии

27

12

15

^ 2. Скаутские специальности

71

28

43

2.1.

Знакомство со скаутскими специальностямит

4

4




2.2.

Изучение скаутской специальности по выбору

17

17




2.3.

Встреча со специалистом

4

4




2.4.

Экскурсия

4




4

2.5.

Тренинг профессиональных навыков

12




12

2.6.

Тематический лагерь по специальности

24




24

2.7.

Зачет по специальности

6

3

3




ИТОГО

324

67

257



Учебно-тематическое планирование 3 года обучения (учебная нагрузка – 9 часов в неделю):


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

^ 1. Скаутская деятельность

183

18

165

1.1.

Планирование деятельности скаутского объединения

9

3

6

1.2.

Поход выходного дня

36




36

1.3.

Скаутский лагерь

60




60

1.4.

Игровая деятельность

18

3

15

1.5.

Лидерский тренинг

15




15

1.6.

Скаутские соревнования

6




6

1.7.

Коллективная творческая деятельность

12




12

1.8.

Информационные технологии

27

12

15

^ 2. Инструкторская деятельность

70

41

29

2.1.

Инструкторские курсы

2812

14

14

2.2.

Организация программ для младших школьников

27

12

15

2.3.

Теория и методика скаутского движения

15

15




^ 3. Скаутские специальности

71

28

43

3.1.

Знакомство со скаутскими специальностями

4

4




3.2.

Изучение скаутской специальности по выбору

17

17




3.3.

Встреча со специалистом

4

4




3.4.

Экскурсия

4




4

3.5.

Тренинг профессиональных навыков

12




12

3.6.

Тематический лагерь по специальности

24




24

3.7.

Зачет по специальности

6

3

3




ИТОГО

324

87

237



Учебно–методический комплекс, дидактическое обеспечение,

информационно–техническое и материально–техническое обеспечение


Для реализации данной программы в ДЮЦ создана учебно-материальная база на основе партнёрства с КРДОО «Скауты Карелии» и структурами образовательного пространства.

Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий, снаряжение для реализации скаутских программ (альпинистский стенд в ДЮЦ, туристическое снаряжение, шлюпки и пр.). Имеется возможность доступа к компьютерной технике. Для организации лагерей, курсов используется загородная база Детско-юношеского центра.

Важным ресурсом реализации программы являются международные связи скаутов, позволяющие получать новые идеи, формы работы, создавать партнёрские проекты.

Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал международного скаутского движения, а также наработанная КРДОО «Скауты Карелии» собственная методическая база, включая:

  • методический сборник «Скаутинг для начинающих»

  • сборник «Методические рекомендации по скаутингу»

  • сборник «Скаутские игры»

  • сборник «Специальности для скаутов»

  • сборник «Скаутский метод в развитии международного молодёжного сотрудничества»

  • материалы веб-сайта «Скауты Карелии»

  • программы и методические разработки курсов подготовки скаутских руководителей и ребят-лидеров.

Для реализации скаутских программ и проектов привлекается финансирование местного, регионального бюджета, а также средства международных молодёжных проектов.

Таким образом, в Детско-юношеском центре имеются необходимые ресурсы для реализации данной образовательной программы на высоком уровне методического и материально-технического обеспечения.





Похожие:

Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы iconПетрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является 3-х годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon«Главный герой» для детей от 12 до 17 лет Продолжительность программы: 1 месяц Одобрена на 2009-2010 учебный год Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon«Основы судомоделизма» для детей от 10 до 16 лет Продолжительность программы: 2 года Педагог дополнительного образования: Тарасов В. И. Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon«Квадроспорт» для детей от 14 до 17 лет Продолжительность программы: 1 год Учебная нагрузка: 9 часов в неделю. Одобрена на 2008-2009 учебный год Методическим советом дюц 01 сентября 2008 г. Петрозаводск, 2008 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы iconКривошеева Любовь Михайловна Филатов Никита Викторович Утверждена на методическом совете 2004 г. Петрозаводск, 2004 г. Уровень экспертизы Настоящая программа
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon«Скаутинг» для детей от 10 до 16 лет Продолжительность программы: 3 года Педагоги дополнительного образования: Утверждена на метод совете «1» сентября 2008 г. Петрозаводск, 2008 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon«Квадроспорт» для детей от 14 до 17 лет Продолжительность программы: 1 год Учебная нагрузка: 9 часов в неделю. Одобрена на 2007-2008 учебный год Методическим советом дюц 03 сентября 2007 г. Петрозаводск, 2007 г. Уровень экспертизы
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы icon«Учебный бизнес» для детей от 14 до 18 лет Продолжительность программы: 1 год Учебная нагрузка: 6 учебных часов в неделю Петрозаводск, 2007 Уровень экспертизы
Программа реализуется в Детско-юношеском центре со второго полугодия 2006-2007 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена...
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы iconПлоскопечатная литература, выпущенная крбс за 2009 год «Библиотека – территория толерантности»
Петрозаводск, 8–11 сентября 2008 г. / Федер агентство по культуре и кинематографии, м-во культуры и по связям с общественностью Респ....
Петрозаводск, 2009 г. Уровень экспертизы iconКниги укрупненного шрифта, выпущенные крбс в 2009 году Андерсен, Г. Х
Андерсен, Г. Х. Дюймовочка / Г. Х. Андерсен. – Петрозаводск : гу крбс, 2009. – 38 с ил. – (Издание для слабовидящих). – С изд. Андерсен,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ttu.rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов